Обзор изменений законодательства в сфере электроэнергетики (21.01.2019-27.01.2019)

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

(21.01.2019 – 27.01.2019)

Обзор подготовлен при участии информационно – консалтинговой группы Electricalnet.Ru

 Уточнена сфера действия Правил установления охранных зон объектов по производству электроэнергии (постановление Правительства РФ от 15.01.2019 № 5).

Постановлением Правительства РФ от 15.01.2019 № 5 «О внесении изменения в Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», определено, что Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1033, не распространяются на атомные электростанции, мобильные (передвижные) генерирующие объекты, генерирующие объекты, функционирующие на основе использования энергии ветра, а также на объекты, расположенные в границах земельного участка, оборудованного инженерно-техническими средствами охраны и защиты, принадлежащего организации, которая осуществляет деятельность в сфере промышленности и основным видом деятельности которой не является производство электрической энергии.

Начало действия документа – 29.01.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Для 8 субъектов РФ утверждены индикативные цены на электроэнергию и мощность на 2019 год (приказ ФАС России от 28.12.2018 № 1894/18).

Приказом ФАС России от 28.12.2018 № 1894/18 «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях неценовых зон оптового рынка на 2019 год» утверждены индикативные цены раздельно на первое и второе полугодие 2019 года для:

- Республики Саха (Якутия);

- Приморского края;

- Хабаровского края;

- Амурской области;

- Еврейской автономной области;

- Республики Коми;

- Архангельской области;

- Калининградской области.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» индикативные цены используются в целях установления уполномоченными органами власти субъектов РФ цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 21.01.2019 за № 53446.

Начало действия документа - 02.02.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России информирует об отмене инструкции по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистемы (приказ Минэнерго России от 08.10.2018 № 852).

Согласно приказу Минэнерго России от 08.10.2018 № 852 «О признании не подлежащим применению приказа Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 289 «Об утверждении Инструкции по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистем» указанная Инструкция не будет подлежать применению со дня вступления в силу приказа Минэнерго России от 12.07.2018 № 548 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики», которым утверждена новая инструкция.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Установлены требования к организации и проведению плавки всех типов гололедно-изморозевых отложений на проводах и грозозащитных тросах воздушных ЛЭП (приказ Минэнерго России от 19.12.2018 № 1185).

Приказом Минэнерго России от 19.12.2018 № 1185 «Об утверждении требований по плавке гололеда на проводах и грозозащитных тросах линий электропередачи» утвержденытребования к организации и проведению плавки всех типов гололедно-изморозевых отложений на проводах и грозозащитных тросах воздушных ЛЭП.

Приказом, в частности, устанавливаются:

- условия организации плавки гололеда на проводах и грозозащитных тросах ЛЭП;

- требования к определению схем плавки гололеда и методов плавки гололеда;

- требования к релейной защите средств плавки гололеда;

- правила проведения расчетов параметров режима плавки гололеда;

- требования к разработке инструкций и программ плавки гололеда;

- порядок подготовки и проведения плавки гололеда.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22.01.2019 за № 53476.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 23.01.2019 открыт для публичного обсуждения проект приказа Минэнерго России «О внесении изменений в методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденную приказом Минэнерго России от 27 декабря 2017 г. № 1233».

Настоящий Проект приказа разработан по результатам применения вышеуказанной Методики, в которую вносятся изменения.

Проект приказа направлен на совершенствование оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон в виде комплексного показателя – индекса готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее – ИГС).

В частности, Проектом приказа в Методику вносятся изменения, связанные с уточнением отдельных оцениваемых показателей для повышения качества оценки. Также Проектом приказа пересмотрен перечень условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

Предлагаемые изменения, по мнению разработчиков, позволят повысить объективность оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.  

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/01-19/00087875

Ссылка на проект: Посмотреть

● 25.01.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования правил введения ограничения режима потребления электрической энергии и порядка проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика».

Настоящий Проект постановления разработан во исполнение протокола заседания межведомственной рабочей группы  по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17.04.2018 № 1 (пункт 5 раздела I) в целях совершенствования Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также в целях совершенствования порядка проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика.

Проект направлен на совершенствование существующего порядка регулирования и включает следующее:

1. Проектом совершенствуются порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Анализ практики применения действующего порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии (далее – ограничение режима потребления) в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, (далее – Правила № 442) выявил некоторые трудности, с которыми сталкиваются субъекты розничных рынков.

Так, действующая система ограничения режима потребления предусматривает ввод ограничения по всем точкам поставки. Однако количество точек поставки и (или) объектов электроэнергетики, определяемых в договоре, может достигать нескольких сотен. При этом на практике ограничение потребителя по части точек поставки в большинстве случаев является достаточной мерой для прекращения нарушения потребителем платежной дисциплины. Поэтому проектом предлагается предоставление возможности исполнителю ограничивать только часть точек, указанных в договоре.

Проектом дополняется условие возобновления подачи электрической энергии в части необходимости устранения задолженности, образовавшейся не только на дату направления уведомления о введении ограничения, но и в период времени, на который было введено ограничение, включая случай бездоговорного потребления и нарушения введенного порядка ограничения.

Проект уточняет порядок взаиморасчетов между инициатором и исполнителем по оплате компенсации введенного ограничения.

В соответствии с действующим порядком ограничения транзитных потребителей необходимо определять величину потерь, возникших в их объектах электросетевого хозяйства в соответствии с приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 326 (исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства потребителя-неплательщика, который не заинтересован в предоставлении указанных параметров). Проектом упрощается порядок определения объема вводимого ограничения в отношении транзитных потребителей, а именно: величина потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства такого потребителя определяется как 5 процентов предельного объема потребления электрической энергии указанным потребителем в соответствующий час.

Проектом также уточняется порядок определения для целей введения ограничения величины максимальной мощности, в случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, и потребитель электрической энергии (мощности) не обратился в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении.

Также Проектом предлагается упрощение составления акта о введении ограничения режима потребления, акта о необеспечении доступа, акта проверки введенного ограничения режима потребления и акта о возобновлении подачи электрической энергии и способов уведомления потребителя о предстоящем введении режима ограничений, а также упрощается порядок уведомлений, предусмотренных Правилами № 442 (включение текста уведомления в счет на оплату, публикация на сайте инициатора в отсутствие предусмотренного договором порядка уведомления). Уточняется также адрес направления уведомления и порядок получения уведомления.

Проектом предусматривается, что перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, утверждаемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, носит информационный характер. Возможность введения ограничения режима потребления следует определять вне зависимости от указанного перечня.

2. Проектом совершенствуется порядок проведения конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика в части расчета рейтинга заявителей на участие в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика.

Вводится новый параметр расчета рейтинга – расчетная предпринимательская прибыль, которая в рамках допустимых значений указывается в заявке на участие в конкурсе. Величина расчетной предпринимательской прибыли подлежит учету в следующих трех периодах регулирования при формировании сбытовой надбавки заявителя, в случае присвоения заявителю статуса гарантирующего поставщика по результатам конкурса.

Описывается порядок расчета рейтинга в отсутствие задолженности перед кредиторами оптового рынка электрической энергии и мощности организации, утратившей статус гарантирующего поставщика.

Проектом также уточняется порядок формирования реестра кредиторов оптового рынка электрической энергии и мощности организации, утратившей статус гарантирующего поставщика, а также дата передачи статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса.

3. Проектом совершенствуется порядок расчета объема безучетного потребления, а именно:

- в случае непредставления показаний прибора учета или безучетного потребления приравненными к населению категориями потребителей вместо расчетного способа (учитывающего максимальную мощность энергопринимающих устройств или величину допустимой длительной токовой нагрузки соответствующего вводного провода (кабеля) и количество часов в расчетном периоде), в соответствии с которым объем электрической энергии, учитываемый при расчетах с потребителем, существенно превышает его среднемесячное потребление (в 20 – 1000 раз), проектом предлагается использовать статистику потребления электрической энергии, увеличенную в полтора раза;

- в случае истечения срока межповерочного интервала прибора учета в отношении потребителей (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей) Проектом также предлагается использовать статистику потребления электрической энергии, увеличенную в два раза.

4. Проектом уточняется информация, передаваемая гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в сетевую организацию, по договору оказания услуг по передаче электрической энергии.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/11-18/00085924

Ссылка на проект: Посмотреть

● Замглавы ФАС Сергей Пузыревский: ФАС и Минэкономразвития подготовили законопроект об основах государственного регулирования цен.

24-01-2019

В РСПП с участием представителей ФАС, естественных монополий и потребителей состоялось обсуждение законопроекта «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».

Напомним, документ направлен на совершенствование и унификацию тарифного регулирования в России. На сегодняшний день систему ценообразования регулируют 18 федеральных законов, 40 постановлений Правительства РФ и более 100 ведомственных нормативных правовых актов.

 «В Российской Федерации так и не появился базовый закон об основах тарифного регулирования. ФАС и Минэкономразвития подготовили проект документа, который содержит перечень регулируемых видов деятельности, единые цели, принципы, формы и методы государственного регулирования тарифов», – сообщил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

На совещании обсуждались вопросы участия советов потребителей в установлении регулируемых тарифов, рассмотрения дел о нарушении законодательства в этой области, проверки обоснованности тарифов, утверждения и согласования инвестиционных программ, а также отраслевые особенности тарифного регулирования.

Сергей Пузыревский подчеркнул «системообразующий» характер законопроекта о тарифах, так как документ выстраивает вертикально-интегрированную систему нормативного правового регулирования тарифообразования для всех сфер регулируемой деятельности и устанавливает «единые правила игры» для всех субъектов регулирования и регулирующих органов.

В заключение замглавы ФАС отметил конструктивную работу представителей делового сообщества с ФАС России и Минэкономразвития.

Источник: Посмотреть

● Кабмин окончательно отказался от перехода на дифференцированные энерготарифы.

25-01-2019

Вопрос о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения, которые бы устанавливались в зависимости от нормы потребления, закрыт, заявил журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Козак.

Ранее в эфире телеканала «Россия-24» Козак сообщил, что правительство решило отложить этот вопрос на неопределенный срок. Но в беседе с журналистами вице-премьер уточнил, что к этому вопросу возвращаться не планируется.

«Вопрос закрыт. Гадать на кофейной гуще, вернемся мы или не вернемся [к обсуждению вопроса], бесполезно. Он закрыт», – подчеркнул Козак.

Ранее Козак поручил министерствам и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) внести проекты нормативных документов о введении дифференцированных тарифов потребления электроэнергии для населения. Но на совещании по этой теме, прошедшем 23 января, было принято решение приостановить обсуждение предложений о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию до тех пор, пока не будут понятны финансовые последствия для различных категорий людей.

В беседе с журналистами Козак отметил, что отказ от идеи введения дифференцированных тарифов отчасти обусловлен и без того высокой финансовой нагрузкой на жителей страны.

«Очень много различных факторов, и самый главный состоит в том, что в текущем году, и, может, на ближайшее будущее, дополнительная финансовая нагрузка на граждан достаточно высокая – это и увеличение НДС, отсюда увеличение стоимости товаров и услуг», – пояснил вице-премьер.

Правительство сосредоточится на реализации других мер по повышению эффективности работы электросетевого комплекса, добавил Козак.

Он также напомнил, что 23 января правительство приняло принципиальное решение о поэтапном введении платы за резерв сетевой мощности, которое позволит устранить перекрестное субсидирование между промышленными потребителями, на сумму более 100 млрд. рублей ежегодно. Вице-премьер отметил, что эта идея также положительно должна сказаться на тарифах на электроэнергию.

Источник: Посмотреть

● Первый заместитель Министра энергетики Алексей Текслер: «Предстоит много работы в генерации, в сетях, в сбытовой деятельности».

23-01-2019

Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Алексей Текслер в интервью газете «Ведомости» рассказал о своём видении развития сферы электроэнергетики и перспективах отрасли.

Алексей Текслер отметил, что перечень существующих задач достаточно обширный: предстоит сделать много работы в части генерации, в сетях и в сбытовой деятельности.

«Заканчивается цикл первого ДПМ, в ближайшее время выйдет постановление правительства, запускающее договоры по модернизации и долгосрочный КОМ, который тоже дает дополнительные импульсы отрасли. В 2019 году нужно будет принять решение по продлению программы ДПМ ВИЭ», – сказал Алексей Текслер.

Что касается сетевого комплекса, первый заместитель Министра отметил, что сегодня важно оценить, насколько рационально используется инвестиционный ресурс сетей. «Сейчас у многих сетевых компаний до 40% инвестпрограмм идет на технологическое присоединение новых потребителей, у некоторых компаний этот показатель доходит до 100%. Но результаты этого с точки зрения эффективности объемов полезного отпуска не столь впечатляющие, как объем средств, которые были на это направлены. На это нужно посмотреть более сбалансированно», – сказал он, добавив, что в сбытовой деятельности для повышения ответственности сбытовых компаний до июля 2020 необходимо провести процедуру лицензирования всех организаций.

Отвечая на вопрос журналиста об отношении к оплате сетевого резерва, Алексей Текслер подчеркнул, что в Минэнерго придерживаются позиции обоснованности платы: «В целом согласны, что неправильно строить подстанцию, когда на соседней есть неиспользуемая мощность. Если же у вас блок-станция, которая покрывает ваши собственные нужды, но при этом вы по-прежнему присоединены к сети, которая предполагает возможность этого подключения, и за это кто-то должен платить».

Первый замглавы энергетического ведомства также затронул и тему перекрёстного субсидирования: «Законом было определено снижение объемов перекрестки до 2022 г. до 50 млрд. руб., но пока её объем только наращивается». По мнению Алексея Текслера, проблема может быть решена в случае опережающего роста тарифов, в первую очередь, для населения. «Понятно, что в этом и есть основной камень преткновения. Но нужно быть реалистами и исходить из того, что платежеспособность – это тоже часть рынка. Поэтому ответ на этот вопрос – рост экономики, рост энергопотребления, рост благосостояния. Все это общий большой экономический пакет. И надо исходить из того, что это не всегда вопрос к энергетикам. Это вопрос к тому, как чувствует себя базовая экономика», – сказал он.

В заключение интервью Алексей Текслер остановился на теме возобновляемой энергетики. По его мнению, программу ДПМ ВИЭ надо продлевать с корректировкой условий. «Мы ограничены потолком, что рост нагрузки на потребителя не должен превышать инфляцию, в этом смысле и ДПМ-модернизации, и ДПМ ВИЭ находятся в одном пакете. Поэтому важно сейчас принять решение по ДПМ-модернизации, понять возможности по лимитам для ВИЭ», - сказал первый заместитель Министра. Отвечая на вопрос журналиста о других возможных способах поддержки возобновляемой энергетики, Алексей Текслер привел в пример западный образец, в том числе «зелёные сертификаты». «Есть институции, связанные с тем, что многие ответственные и заинтересованные потребители отдельно покупают возобновляемую энергетику, покупают ее дороже. И мы тоже думаем, что это правильный инструмент. Скорее всего, мы его тоже как опцию заложим в программу поддержки, что может облегчить нагрузку на рынок. Мы с Советом рынка уже проработали ряд предложений по этой тематике», – сказал первый заместитель главы Минэнерго России.

Источник: Посмотреть

 В ФАС настаивают на ужесточении критериев для сетевых организаций.

22-01-2019

Критерии для территориальных сетевых организаций следует ужесточить. Об этом во время заседания Коллегии Государственного Комитета по тарифам Республики Татарстан заявил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

«Критерии территориальных сетевых организаций (ТСО) должны пересматриваться. Мы считаем, что их необходимо ужесточить, для того чтобы оставались только те сетевые организации, которые действительно осуществляют свою непосредственную деятельность», – приводит пресс-служба ФАС России слова Королева.

По словам замглавы ведомства, все сетевые организации, которые соответствуют критериям ТСО, должны тарифицироваться по единым принципам и методам. При этом он также заявил о важности обратить внимание Госкомитету по тарифам Республики на то, что на сегодняшний день удельные затраты электросетевого комплекса на условную единицу оборудования в регионе выше, чем те, которые планируются в рамках эталонизации сетей.

Королев положительно оценил работу Госкомитета по тарифам Татарстана, сказав, что «он очень активен, предоставляются инициативные и содержательные предложения в рамках разработки нормативно правовых актов».

Источник: Посмотреть

 «МРСК Сибири» не смогла оспорить в суде штраф Хакасского УФАС, но снизила его до 600 тыс. руб.

23-01-2019

Арбитражный суд республики Хакасия удовлетворил частично иск ПАО «МРСК Сибири» (Красноярск) об отмене постановления Хакасского управления ФАС России об административном наказании компании.

Как сообщает антимонопольная служба, арбитраж подтвердил законность постановления УФАС о наложении штрафа. Вместе с тем, он был снижен судом с 650 тыс. рублей до 600 тыс. рублей.

«Юридическое лицо было привлечено к административной ответственности за несоблюдение сроков технологического присоединения. Поскольку сетевая организация ранее уже привлекалась к ответственности за аналогичное нарушение, ее действия были квалифицированы по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ», – говорится в сообщении.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих инстанций по вопросу определения уровня напряжения (определение ВС РФ от 21.01.2019 № 306-ЭС18-22999).

Основной вывод:  уровень напряжения для целей расчетов между потребителем и энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком) не может определяться соглашением сторон и зависит от условий технологического присоединения объекта потребителя к электрическим сетям сетевой организации.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- электроэнергия передается потребителю в точке поставки, которая находится на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств или в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики). Эта точка одновременно определяет место исполнения обязательств как по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), так и по договорам оказания услуг по ее передаче и используется для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам;

- нормы пунктов 15(1) и 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг № 861 не предполагают применение в расчетах иного, отличающегося от фактического, уровня напряжения;

- уровень напряжения зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации, а порядок применения уровня напряжения для определения подлежащего применению тарифа предписывается императивными нормами законодательства;

- из буквального толкования абз. 5 п. 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг № 861 следует, что в случае, если на объекте электросетевого хозяйства сетевой организации не происходит преобразования уровней напряжения (трансформации), расчетный уровень напряжения определяется по границе раздела балансовой принадлежности.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Комитет по тарифному регулированию Мурманской области вновь отстоял в Верховном Суде Российской Федерации интересы потребителей региона (дело № 34-АПГ18-10).

24-01-2019

Одна из крупнейших электросетевых компаний Мурманской области – АО «МОЭСК» – в очередной раз пыталась включить в расчет своих тарифов экономически необоснованные затраты, что привело бы в дальнейшем к необоснованной финансовой нагрузке для потребителей региона.

Эти действия предотвратил Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, исключив из тарифных решений дополнительную нагрузку в размере порядка 250 млн. руб.

АО «МОЭСК» с тарифным решением комитета не согласилось и оспорило постановление ведомства об установлении необходимой валовой выручки АО «МОЭСК», единых котловых тарифов и тарифов для расчета между сетевыми организациями сначала в Мурманском областном суде, а затем в Верховном Суде Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 января абсолютно все постановления комитета были признаны законными и обоснованными, соответствующими нормам действующего законодательства РФ и отвечающими интересам потребителей Мурманской области.

Ссылка на административное дело: Посмотреть

Источник: Посмотреть

 


Понравилась новость ? Расскажите друзьям !