Обзор изменений законодательства в сфере электроэнергетики (10.12.2018-16.12.2018)

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

(10.12.2018 – 16.12.2018)

Подготовлено при участии информационно - консалтинговой группы Electricalnet.Ru

● На 2019 год установлены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую населению (приказ ФАС России от 12.11.2018 № 1544/18).

Приказом ФАС России от 12.11.2018 № 1544/18 «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год» на 2019 год установлены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую населению.

Предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установлены раздельно для каждого субъекта РФ с разбивкой на 1-е и 2-е полугодие 2019 года.

Для Владимирской, Орловской, Ростовской, Нижегородской областей, Красноярского и Забайкальского края тарифы дополнительно дифференцированы в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2018 за № 52939.

Начало действия документа – 22.12.2018.

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Установлены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую потребителям на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка на 2019 год (приказ ФАС России от 12.11.2018 № 1546/18).

Приказом ФАС России от 12.11.2018 № 1546/18 «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2019 год» устанавливаются и вводятся в действие с 1 января 2019 года предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2019 год, в среднем по субъекту РФ.

Уровни тарифов установлены с разбивкой по субъектам РФ раздельно на первое и на второе полугодие 2019 года.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2018 за № 52942.

Начало действия документа – 22.12.2018.

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Внесены изменения в Методику расчета тарифов на электроэнергию и услуги по ее передаче для населения и приравненных к нему категорий потребителей (приказ ФАС России от 12.11.2018 № 1545/18).

Приказом от 12.11.2018 № 1545/18 «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденные приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э», ФАС России внесла изменения в Методику расчета тарифов на электроэнергию и услуги по ее передаче для населения и приравненных к нему категорий потребителей, чтобы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов могли учесть изменение ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 07.12.2018 за № 52919.

Начало действия документа – 21.12.2018.

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Внесены изменения в части сроков проведения конкурентных отборов мощности (постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1525).

Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1525 «О внесении изменений в Правила определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности, и Правила оптового рынка электрической энергии и мощности» предусматривает внесение изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощностив части сроков проведения конкурентных отборов мощности. Предусмотрено, что  начиная с 2016 года, ежегодно (за исключением 2018 года) до 15 сентября, проводятся долгосрочные конкурентные отборы мощности с периодом поставки мощности по итогам таких отборов с 1 января календарного года, наступающего через 3 календарных года после проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности. В 2019 году до 1 мая также проводится долгосрочный конкурентный отбор мощности с периодом поставки мощности по итогам такого отбора с 1 января 2022 г.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Часть территории Республики Саха (Якутия) присоединяется к Единой энергетической системе России (постановление Правительства РФ от 08.12.2018 № 1496).

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2018 № 1496 «О вопросах присоединения Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» устанавливаются особенности регулирования отношений в сфере электроэнергетики при присоединении Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России и отнесения к неценовой зоне Дальнего Востока.

Начало действия редакции – 10.12.2018 (за исключением отдельных положений).

Ссылка на документ: Посмотреть

● Установлен порядок расчета годового размера средств, учитываемых при определении величины надбавки к цене на мощность в районах Республики Саха (Якутия), включаемых в ЕЭС России (постановление Правительства РФ от 08.12.2018 № 1497).

В постановлении Правительства РФ от 08.12.2018 № 1497 «О порядке расчета размера средств, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность, на 2019 год в отношении субъекта Российской Федерации, входящего в Дальневосточный федеральный округ, часть территории которого присоединяется с 1 января 2019 г. к Единой энергетической системе России», указывается, что годовой размер средств, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), на 2019 год в отношении Республики Саха (Якутия) определяется федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Годовой размер средств рассчитывается в целях формирования предложений для Правительства РФ об установлении величины надбавки к цене на мощность, поставляемую в районах Республики Саха (Якутия), включаемых в состав ЕЭС России.

При осуществлении расчета размера средств учитывается:

- предельный максимальный уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, для Республики Саха (Якутия);

- объем полезного отпуска электрической энергии (мощности) покупателям на розничных рынках на территории Республики Саха (Якутия), включая объем электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, без учета объемов электрической энергии (мощности), отпускаемой потребителям из электрических сетей организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

- предельный максимальный уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, для Республики Саха (Якутия);

- уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), рассчитанный на 2019 год в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.07.2017 № 895 «О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)».

Начало действия документа – 10.12.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Базовый уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, установлен на 2019 год в размере 4,69 рубля за КВт*ч (без НДС) (распоряжение Правительства РФ от 10.12.2018 № 2739-р).

Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 № 2739-р  «О базовом уровне цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на 2019 год для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа», установлен базовый уровень таких цен (тарифов) в размере 4,69 рубля за КВт*ч.

Кроме того, для Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей и Чукотского автономного округа определяется размер средств, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), устанавливаемой в целях достижения в субъектах РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Также утверждается формула расчета надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), устанавливаемая в целях достижения в субъектах РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). Указанная надбавка будет рассчитываться как частное от деления приходящейся на ценовую зону оптового рынка части размера средств, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность для субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, суммарно по указанным субъектам Российской Федерации (рублей); на произведение сезонного коэффициента, рассчитанного для ценовой зоны оптового рынка в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, и суммы объемов мощности, фактически поставленных на оптовый рынок субъектом оптового рынка, предусмотренным распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1614-р, с использованием генерирующих объектов, мощность которых отобрана по результатам конкурентного отбора мощности в ценовой зоне оптового рынка, за исключением объемов мощности, поставленных по регулируемым договорам и свободным договорам купли-продажи мощности (свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности).

Начало действия документа – 10.12.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия признаны несостоявшимися (приказы Минэнерго России от 11.12.2018 №№ 1143, 1144).

Приказами от 11.12.2018 №№ 1143, 1144 Минэнерго России признало несостоявшимися конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Ингушетия и Чеченской Республики, проведенные в соответствии  с приказами Минэнерго России от 28.11.2018 №№ 1094,  1095 соответственно.

Департаменту развития электроэнергетики Минэнерго России поручено в срок до 28.06.2019 подготовить и представить в установленном порядке решения о проведении конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика на вышеуказанных территориях с минимальным размером денежных средств для оплаты победителем конкурса, равным:

- 945 354 402,51 руб. по Республике Ингушетия;

- 5 568 038 058,50 руб. по Чеченской Республике.

Ссылка на приказы: Посмотреть по Р. Ингушетия

Посмотреть по Чеченской Республике

● 11.12.2018 Госдумой в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» (законопроект № 597865-7).

Депутаты Государственной Думы РФ приняли в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности». Документ в Федеральном Собрании представляла статс-секретарь – заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко.

Рассматриваемый законопроект был разработан в соответствии с поручением Правительства РФ от 18.09.2018 № ДК-П9-6205.

Замглавы энергетического ведомства обосновала депутатам перенос срока внедрения механизма лицензирования с 1 января 2019 года на 1 июля 2020 года. «Перенос срока необходим для обеспечения готовности субъектов электроэнергетики к полномасштабному внедрениюмеханизма лицензирования. В частности, в рамках положения о лицензировании энергосбытовой деятельности, утверждаемом Правительством РФ, подлежат определению лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности в части финансового состояния и финансовой дисциплины, качества обслуживания потребителей», - сказала статс-секретарь.

Анастасия Бондаренко добавила, что получить лицензии должны 1329 компаний, в отношении которых необходимо провести финансовую проверку, что потребует времени. При выдаче лицензии будут учитываться такие показатели, как качество обслуживания населения, финансовое состояние предприятия и т. д.

Перенос сроков был поддержан депутатами единогласно.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 10.12.2018 открыт для публичного обсуждения текст проекта приказа Минэнерго России «Об утверждении правил предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и о внесении изменений в перечень информации, предоставляемой субъектами электроэнергетики, порядок предоставления информации субъектами электроэнергетики и формы предоставления информации субъектами электроэнергетики, утвержденные приказом Минэнерго России от 23 июля 2012 г. № 340».

Проектом устанавливаются требования к предоставлению субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в диспетчерские центры субъектов ОДУ документов и информации, необходимых для осуществления деятельности по ОДУ, включая перечень, порядок, формы и сроки предоставления такой информации. Установление таких требований позволит унифицировать и сделать прозрачными условия взаимодействия с субъектами ОДУ для других участников отрасли и потребителей.

Проект базируется на фактически сложившихся отношениях и практике взаимодействия субъектов ОДУ с другими субъектами отрасли по вышеуказанным вопросам. 

Положения Проекта также учитывают фактически достигнутый уровень развития средств связи, современные информационные технологии ведения документооборота, сбора (передачи) и обработки информации, широко применяемые в электроэнергетике. Проектом предусмотрена возможность передачи соответствующей информации в электронном виде с использованием программных комплексов и средств автоматизации, эксплуатация и поддержка которых осуществляются субъектом ОДУ и не требуют дополнительных расходов со стороны субъектов отрасли.  На случай отсутствия у лица такой возможности  сохранено право предоставлять информацию в бумажном виде или с использованием иных доступных для него средств связи.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/12-18/00086714

Ссылка на проект: Посмотреть

● 11.12.2018 ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для потребителей на 2019 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий)».

Рассматриваемый проект приказа ФАС России разработан во исполнение пункта 74 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1178 интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются ФАС России.

Интервалы тарифных зон суток для потребителей на 2019 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий) указаны в приложении к настоящему проекту приказа.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта

ID проекта: 04/15/12-18/00086739

Ссылка на проект: Посмотреть

● 12.12.2018 ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа «Об утверждении коэффициентов сезонности, применяемых в 2019 году для оплаты мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка».

В соответствии с Положением о ФАС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, и пунктом 177 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, ФАС России подготовлен проект приказа «Об утверждении коэффициентов сезонности, применяемых в 2019 году для оплаты мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка».

Данным проектом приказа предлагается утвердить коэффициенты сезонности, применяемые в 2019 году для оплаты мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта

ID проекта: 04/15/12-18/00086805

Ссылка на проект: Посмотреть

● 13.12.2018 ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию на 2019 год, поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции при введении государственного регулирования».

Вышеуказанный приказ был разработан ФАС России в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и постановлением Правительства РФ от 14.11.2009 № 929 «О порядке осуществления государственного регулирования в электроэнергетике, условиях его введения и прекращения».

Расчет регулируемых уровней цен был осуществлен исходя из:

- объемов производства и собственного потребления электрической энергии поставщиками, определенных в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России на 2019 год, утвержденном приказом ФАС России от 26.06.2018 № 883/18-ДСП;

- динамики изменения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством РФ субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2019 год;

- цен на топливо, учтенных при утверждении цен (тарифов) на 2019 год по регулируемым договорам.

Разработчик – ФАС России

Процедура –независимая антикоррупционная экспертиза проекта

ID проекта: 01/02/12-18/00086867

Ссылка на проект: Посмотреть

● ФАС РФ вполне справляется с тарифным регулированием – Силуанов.

10-12-2018

Федеральная антимонопольная служба РФ вполне справляется с тарифным регулированием, заявил журналистам первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов, комментируя вопрос о возможности передачи регулирования тарифов от ФАС к МЭР.

«Нет смысла дергаться. ФАС справляется с этой функцией. Можно усилять, но не надо передвигать людей с одного места на другое», – сказал он.

Глава «Транснефти» Николай Токарев заявил журналистам, что власти и бизнес до конца года вернутся к обсуждению вопроса передачи функций тарифного регулирования от ФАС к МЭР. Он отмечал, что встреча по этому вопросу должна состояться у Силуанова.

В начале июня стало известно, что «Транснефть», «Новатэк» и НЛМК направили письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с просьбой передать полномочия по тарифному регулированию крупнейших инфраструктурных монополий от ФАС к МЭР. Компании объяснили это тем, что совершенствование системы ценового и тарифного регулирования должно проходить совместно с принятием стратегических решений по развитию соответствующих отраслей экономики страны, за что отвечает МЭР.

В конце июля Силуанов заявил, что тарифы пока продолжит регулировать ФАС, однако вопрос о передаче этой функции Минэкономразвития при необходимости может быть снова рассмотрен через полгода.

Источник: Посмотреть

● Интервью заместителя руководителя ФАС Виталия Королева: «Итоги года, прорыв в части развития системы регуляторных мер в электроэнергетике».

13-12-2018

В студии «Эхо Москвы» заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев дал интервью на тему: «Итоги года, прорыв в части развития системы регуляторных мер в электроэнергетике».

В своем интервью Виталий Королев подчеркнул, что ФАС России как ведомство, которое определяет тарифную политику в электроэнергетике, в первую очередь, конечно, заинтересовано действовать в интересах потребителей. Но в тоже время, он отметил, что основная задача ФАС состоит в том, чтобы найти баланс интересов всех сторон, и утвердить такие тарифы, которые были бы удобны для потребителя с точки зрении их величины и создавали бы необходимый запас прочности у компании отрасли.

Говоря о будущем, заместитель руководителя ФАС отметил, что энергетиков и потребителей ждет совершенствование нормативно-правовой базы, дающее возможность, в том числе перейти к построению в России современной, модернизированной энергетики. Это и обновление старой инфраструктуры, и система интеллектуального учета электроэнергии, а также построение цифрового сетевого комплекса.

Также заместитель главы ведомства рассказал о крайне сложной с точки зрения электросетевого комплекса ситуации в Дагестане.

«Это в первую очередь связано с тем, что тарифы на Северном Кавказе – самые низкие по стране. И это тренд, который имеется уже довольно давно. Дело в том, что здесь объекты очень старые, и они были введены еще в 60-х – 70-х годах прошлого столетия. И сейчас средний износ оборудования составляет до 77%, и это означает крайне высокие риски надежного электроснабжения потребителей. При этом, с 11-го года, сетевые тарифы для юр.лиц, а это та категория, которая является основной доходной базой сетевых компаний, в Дагестане планомерно снижается, на сегодняшний день являются однимииз самых низких в стране вообще» – отметил Королев.

Замглавы ФАС России не обошел и тему долгосрочных регуляторных тарифных соглашений между субъектами федераций, и сетевыми компаниями.

«Во-первых, я скажу, что это вид долгосрочного тарифного регулирования. Вообще в целом тарифное соглашение – это инструмент, который должен быть выгоден для всех заинтересованных сторон и участников рынка электроэнергии. Регуляторное соглашение позволяет строить планы в перспективе на 10 лет, это, конечно, очень длинный горизонт планирования, и позволяет реализовывать более масштабные проекты, в том числе с привлечением внешних инвесторов. Кроме того, если это банковское финансирование, то очевидно, что имея обязательный долгосрочныйтариф, банки могут давать на более льготных условиях кредиты, и сетевые организации, конечно, могут им пользоваться. Что касается плюсов для потребителей, то потребители в этом случае очевидным образом знают, каким темпом изменяются тарифы, и для них это становится крайне прогнозируем» – сказал В. Королев.

Говоря о переносе бремени содержания приборов учета с потребителей на сетевые компании и гарантирующих поставщиков, В. Королев отметил следующее: «Я считаю, что решение этого вопроса в целом очень актуальное и своевременное. Потому что потребители не должны, конечно, нести бремя ответственности содержания приборов учета, этим должны заниматься профессионалы, специализированные компании. И, в общем, это достаточно очевидно, потому что нам с вами, как потребителям, совершенно не хотелось бы заниматься установкой приборов учета, потом следить за их исправностью, нести риск порчи, уничтожения, обеспечивать своевременную поверку. Этим должны заниматься специалисты-профессионалы, и законопроект, который у нас прошел уже первое чтение в Госдуме, эти вопросы закрывает. Во-первых, приборы учета будут ставить те, кто наиболее заинтересован в их нормальной работе, это соответствует канонам и рыночной экономики, и принципу исключения избыточной ответственности граждан за счетчики. Главное, это даст толчок к развитию интеллектуальных приборов учета в нашей стране, без утяжеления тарифов, это вот очень важно. Потому что приобретение, установка приборов новых и создание этих всех интеллектуальных систем учета будут осуществляться из сэкономленных организацией средств. Надо отдельно напомнить, что законопроект предусматривает сохранение экономии, выручку организации до 10 лет, для того, чтобы они могли за счет этой экономики ставить соответствующую интеллектуальную систему учета. И рост тарифа, его изменение будет только в пределах того, что заложено в настоящее время в соцэкономпрогноз. Там в целом заложен рост динамики инфляция минус, то есть фактически в приведенных сопоставимых ценах это снижение».

С полным текстом интервью можно ознакомиться в источнике: Посмотреть

● Пермское УФАС и ОАО «МРСК Урала» подписали первое в регионе соглашение о внедрении антимонопольного комплаенса.

13-12-2018

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Александр Плаксин и генеральный директор ОАО «МРСК Урала» Сергей Дрегваль подписали Соглашение о взаимодействии при внедрении в компании системы антимонопольного комплаенса.

Соглашение определяет общую методологию взаимодействия между «МРСК Урала» и УФАС по Пермскому краю, включая непрерывный информационный обмен. Также документ определяет единые принципы и подходы к разрешению спорных ситуаций, неурегулированных законодательством, а также по толкованию отдельных положений антимонопольного и смежного законодательства, затрагивающих производственную деятельность «МРСК Урала».

Специалисты УФАС по Пермскому краю в рамках своей компетенции планируют оказывать методологическое содействие «МРСК Урала» в реализации принятой в электросетевой компании антимонопольной политики в целях эффективного внедрения передового опыта обеспечения соблюдения антимонопольного и смежного законодательства. Стороны также договорились о проведении заседаний экспертных советов, функционирующих при УФАС, а также об обучающих мероприятиях в сфере антимонопольного законодательства.

Напомним, что «МРСК Урала» одной из первых в Уральском регионе начала работу по внедрению антимонопольной политики. Разработанная в «МРСК Урала» комплаенс-система предусматривает наделение ответственного подразделения обязанностью управления антимонопольными рисками, внедрение внутренних механизмов и процедур по их ликвидации и минимизации, проведение обучающих мероприятий для сотрудников по повышению антимонопольных знаний, а также содержит информацию об основных правилах и запретах в сфере антимонопольного законодательства и Правил техприсоединения к электрическим сетям.

 «Внедрение в «МРСК Урала» антимонопольной комплаенс-системы - это дальнейший шаг к повышению прозрачности деятельности нашей компании. Она также направлена и на формирование внутренней заинтересованности и личной ответственности сотрудников в соблюдении антимонопольного законодательства. Уверен, что плотное взаимодействие с контролирующими органами позволит с еще большей эффективностью осуществлять нашу работу, поддерживая высокие стандарты профессиональной деятельности», – подчеркнул генеральный директор ОАО «МРСК Урала» Сергей Дрегваль.

 «Разработка и внедрение антимонопольного комплаенса - важный шаг для предприятий в регионе. Процессы саморегуляции, которые будут внедрены, позволят не только вовремя заметить потенциальное нарушение, но и предупредить его. Мы полагаем, что благодаря внедрению антимонопольного комплаенса снизится общее количество нарушений в сфере конкурентного права», – сообщил руководитель управления Александр Плаксин.

Создание внутриорганизационных систем предупреждения нарушений антимонопольного законодательства предусмотрено Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020гг. Согласно Нацплану, антимонопольный комплаенс будет, прежде всего, внедряться в органах власти и управления. Комплаенс-система является важным элементом государственной политики по развитию конкуренции. Именно поэтому антимонопольное ведомство способствует внедрению данной системы внутреннего контроля и трансляции опыта таких компаний среди бизнес-сообщества.

Стоит отметить, что сегодня на федеральном уровне также обсуждается вопрос о применении стимулирующих механизмов в виде использования действующей процедуры комплаенса как одного из смягчающих обстоятельств при назначении наказания за нарушение антимонопольного законодательства для хозяйствующих субъектов.

Источник: Посмотреть

● Волгоградское УФАС оштрафовало «Яндекс» за рекламу «экономных» счетчиков.

13-12-2018

«Яндекс» рекламировал счетчики, которые уменьшали показания.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области оштрафовало компанию «Яндекс» за рекламу электросчетчиков, которые уменьшали показания. Как сообщили 12 декабря в пресс-службе ведомства, компания оштрафована на 200 тысяч рублей.

Дело было возбуждено после того, как в УФАС обратилось ПАО «Волгоградоблэлектро». Рекламируемые счетчики электроэнергии с дистанционным управлением могли уменьшать объемы потребленной энергии. В результате сотрудники ведомства пришли к выводу, что «Яндекс» нарушил несколько положений закона «О рекламе». Например, запрет на рекламу незаконных видов деятельности. После предписания «Яндекс» прекратил распространять эти объявления. Однако это не спасло компанию от штрафа.

«Выявленное нарушение рекламного законодательства со стороны «Яндекс», который со своей стороны допустил распространение рекламы незаконной деятельности, имеет высокую общественную опасность. С учетом всех этих обстоятельств по результатам рассмотрения административного дела на компанию наложен штраф в размере 200 тыс. рублей», – сообщила замруководителя Волгоградского УФАС Ирина Никуйко.

«Яндекс» был признан виновным по статье «Нарушение законодательства о рекламе».

Источник: Посмотреть

● УФАС предупредило сетевую организацию ООО «Орские Электрические Сети» о недопустимости нарушения Стандартов раскрытия информации (постановление Оренбургского УФАС России по делу № 07-19-31/2018, опубликовано на сайте ФАС России 12.12.2018).

Постановлением по делу № 07-19-31/2018 Оренбургское УФАС России признало  сетевую организацию ООО «Орские Электрические Сети» (ООО «ОЭС») виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.

Как следует из постановления, сетевая организация в нарушение пп. «б», «в», «г» п. 9, пп. «а» п. 11 Стандартов раскрытия информацииот 21.01.2004 № 24  не раскрыло информацию о своей годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, об аудиторском заключении,о предложении по размеру цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования № 1178,информацию о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование, включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов и др.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в ст. 9.15 КоАП РФ.

Согласно статье 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Однако административным органом учтено, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.15 КоАП РФ, ООО «ОЭС» совершено впервые, со стороны юридического лица отсутствуют причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб, и применена ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, на предупреждение.

Ссылка на постановление:  Посмотреть

● Прокуратура инициировала привлечение к административной ответственности начальника производственного участка за нарушение правил пользования электрической энергией.

14-12-2018

Кирсановская межрайонная прокуратура выявила нарушения законодательствапри строительстве и вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства АО «Тамбовская сетевая компания».

Установлено, что в соответствии с инвестиционной программой Тамбовской сетевой компанией в 2017 году проведена реконструкция схемы электроснабжения г. Кирсанова.

В апреле текущего года завершено строительство двух КТП с трансформаторами, о чем составлены соответствующие акты.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об электроэнергетике» и приказа Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» полностью законченные строительством объекты электрических сетей должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами.

В частности, перед пробным пуском должен быть выполнен ряд условий для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта, в том числе получены разрешения на эксплуатацию энергообъекта от органов государственного контроля и надзора.

Вопреки указанным требованиям законодательства АО «Тамбовская сетевая компания» разрешения на эксплуатацию построенных энергообъектов от органов государственного контроля и надзора не получены, соответственно, указанные объекты в установленном порядке в эксплуатацию не приняты.

За нарушение правил пользования электрической энергией прокуратура возбудила в отношении начальника Кирсановского производственного участка Рассказовского филиала АО «ТСК» производство по делу об административном правонарушении по ст. 9.11 КоАП РФ, которое для рассмотрения направлено заместителю руководителя Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тамбовской области.

Источник: Посмотреть

● «Ленэнерго» оштрафовали на 3,8 млн. рублей за уничтожение газонов.

 14-12-2018

«Ленэнерго» перечислило 3,8 млн. рублей за ущерб деревьям и газонам в бюджет Санкт-Петербурга. В ходе прокладки электрических сетей компания уничтожила более 3 тыс. м² газона, 200 м² щебеночно-набивного покрытия и один вяз, сообщает природоохранная прокуратура Петербурга.

Работы велись на улицах Седова, Таврической, Савушкина, Красного Текстильщика, Ситцевой, в Александровском саду и на Балканской площади. У компании не было порубочного билета, разрешающего вырубку зеленых насаждений.

Природоохранная прокуратура подала иск в Московский районный суд, который признал «Ленэнерго» виновным.

Источник: Посмотреть

● «Псковэнергосбыт» взыскал с водоканала Пскова 13,4 млн. рублей.

15-12-2018

«Псковэнергосбыт» подал иск в Арбитражный суд Псковской области с просьбой взыскать с МУП Пскова «Водоканал»: энергетики попросили суд взыскать с предприятия задолженность за поставленную в сентябре электроэнергию в размере 13 млн. 316 тыс. рублей. Исковые требования ответчик признал в полном объёме.

Суд принял во внимание признание ответчиком иска, следовательно, исковые требования в сумме 13 млн. 316 тыс. рублей за поставленную электроэнергию в сентябре признаны обоснованными: с предприятия взыскана основная сумма, а также 89 тыс. 584 рубля госпошлины.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд РФ высказался о возможности взыскания неустойки, начисленной после истечения срока действия технических условий по договору техприсоединения (определение ВС РФ от 11.12.2018 №  301-ЭС18-20453).

Основной вывод: предусмотренная пп. «в» п. 16 Правил техприсоединения № 861 неустойка за нарушение заявителем сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению после истечения срока действия технических условий взысканию не подлежит.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами;

- договор технологического присоединения по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, регулирование которого осуществляется в том числе ст. 779 – 783 ГК РФ;

-  исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой как законной, так и договорной. Договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон и, соответственно, ее размер, порядок исчисления, условия применения определяются по их усмотрению;

- предусмотренная п. 16 Правил техприсоединения № 861 норма и дублирующий ее п. 23 Типового договора регламентируют применение меры ответственности в виде начисления неустойки в общем виде, указывая на общие основания ее применения − несоблюдение установленных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению. То есть указанная норма не сформулирована конкретно применительно к нарушению обязательств за невыполнение мероприятий по технологическому присоединению, вследствие чего не может рассматриваться как норма, предполагающая безусловное начисление неустойки за невыполнение мероприятий по технологическому присоединению вне зависимости от иных обязательств;

- действующим законодательством право продлевать срок действия уже выданных технических условий или выдавать новые технические условия по присоединению возложено на сетевую организацию. При этом такое право следует истолковывать как обязанность сетевой организации выполнять названные действия при отсутствии прямо предусмотренных действующим законодательством условий для отказа в их совершении;

- по смыслу Правил техприсоединения № 861 наличие действующих технических условий является непременным атрибутом технологического присоединения, следовательно, по истечении срока их действия выполнение мероприятий по технологическому присоединению невозможно.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд поддержал позицию суда округа по вопросу невозможности заключения мирового соглашения в суде в обход административных процедур перехода права собственности муниципального образования на объекты электросетевого хозяйства в частную собственность (определение ВС РФ от 14.12.2018 № 304-ЭС18-20258).

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ряду ответчиков, в том числе к ОАО «Новокузнецкие электрические сети» (далее – ОАО «НЭС»), об истребовании 2 217 объектов энергокомплекса из чужого незаконного владения.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.03.2015, оставленным без изменения постановлением суда второй  инстанции от 11.06.2015, иск удовлетворен.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.08.2015 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.05.2018 утверждено мировое соглашение, производство по делу прекращено.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.08.2018 определение суда первой инстанции отменено по жалобе Прокуратуры Кемеровской области, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.

Не согласившись с постановлением окружного суда, ОАО «НЭС» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой об  отмене постановления суда округа.

Определением ВС РФ от 14.12.2018 № 304-ЭС18-20258 отказал ОАО «НЭС» в удовлетворении кассационной жалобы.

ВС РФ указал, что принимая обжалуемое постановление, окружной суд руководствовался положениями ст. 15, 49, 138, 139, 140, 141 АПК РФ, ст. 301 ГК РФ, Федерального закона от 21.01.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ  «Об электроэнергетике», разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума ВАС РФ от 18.07.2014  № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе», исследовав условия мирового соглашения, пришел к выводу о его несоответствии требованиям закона.

Суд округа отметил, что утвержденное судом мировое соглашение фактически направлено на обход установленной законодательством процедуры перехода права муниципальной собственности на объекты электросетевого хозяйства в частную собственность и не может считаться законным.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

 


Понравилась новость ? Расскажите друзьям !