Обзор изменений законодательства в сфере электроэнергетики (09.01.2019-13.01.2019)

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

(09.01.2019 – 13.01.2019)

Обзор подготовлен при участии информационно – консалтинговой группы Electricalnet.Ru

 Утверждены тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на 2019 год (приказ ФАС России от 25.12.2018 № 1853/18).

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» и Методическими указаниями по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденными приказом ФСТ России от 23.10.2009 № 267-э/8, приказом ФАС России от 25.12.2018 № 1853/18 (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2018 № 53242) утверждены:

1) тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков, оказываемые АО «СО ЕЭС», в размерах:

- на 1-ое полугодие 2019 года – 9 343,588 руб./МВт*мес.;

- на 2-ое полугодие 2019 года – 9 711,324 руб./МВт*мес.

2) предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «СО ЕЭС», в размерах:

- на 1-ое полугодие 2019 года – 1,363 руб./МВт*ч;

- на 2-ое полугодие 2019 года – 1,417 руб./МВт*ч.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Часть объектов электросетевого хозяйства отнесена к ЕНЭС (приказы Минэнерго России от 11.12.2018 №№ 1145,1146,1147, опубликованы 10.01.2019).

Приказами Минэнерго России от 11.12.2018 №№ 1145, 1146, 1147 к ЕНЭС России  отнесен ряд объектов электросетевого хозяйства по Республике Саха (Якутия), Краснодарскому краю и Республике Крым, Иркутской области.

Ссылка на приказы: Посмотреть № 1145Посмотреть № 1146Посмотреть № 1147

● Государственной Думой РФ в первом чтении принят законопроект, исключающий из объектов, на которые распространяются требования по обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов, многоквартирные дома, физический износ которых превышает 70% (законопроект № 332926-7).

Законопроектом предусмотрено установление дополнительных объектов, на которые не распространяются требования по обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов. Законопроектом к таким объектам отнесены многоквартирные дома, физический износ которых превышает 70 % и которые не включены в региональную программу капитального ремонта.

Оснащение многоквартирных домов приборами учета, в которых предусмотрены реконструкция или снос, представляется нецелесообразным.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования по оснащению приборами учета не распространяются на ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту многоквартирные дома до 1 января 2013 года.

Учитывая, что многими собственниками не выполнена обязанность по оснащению многоквартирных домов приборами учета и многоквартирные дома признаются ветхими и аварийными после 1 января 2013 года, законопроектом исключается указанный срок как ограничивающий применение статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

● 10.01.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)».

Проектом Правил устанавливаются общие принципы предоставления минимального набора функций интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее – интеллектуальная система учета, система), перечень функций интеллектуальной системы учета и требования к ним, перечень функций приборов учета электроэнергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета и требования к ним, правила присоединения приборов учета электроэнергии к интеллектуальной системе учета, требования по защите информации, размещаемой в интеллектуальной системе учета, от несанкционированного доступа к ней при ее сборе, передаче и хранении, требования к порядку обмена информацией в рамках функционирования интеллектуальных систем учета, ее форматам и протоколам обмена.

Предусмотрено, что после 1 января 2022 года по всем приборам учета электроэнергии, допускаемым в эксплуатацию на розничных рынках, гарантирующим поставщиком и сетевой организацией субъектам электроэнергетики и потребителям электроэнергии, в отношении которых они обеспечивают учет электроэнергии, должно быть обеспечено безвозмездное предоставление возможности использования минимального набора функций интеллектуальных систем учета в порядке, установленном настоящими Правилами. Эта обязанность должна быть исполнена гарантирующими поставщиками и сетевой организацией не ранее присоединения соответствующего прибора учета электроэнергии к интеллектуальной системе учета соответствующего гарантирующего поставщика или сетевой организации.

После 1 января 2022 года прибор учета электроэнергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках и (или) предоставления коммунальных услуг должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета не позднее двух месяцев с даты его допуска в эксплуатацию.

Датой присоединения прибора учета электроэнергии к интеллектуальной системе учета является дата получения уведомления от владельца системы о таком факте всеми пользователями системы по соответствующему прибору учета электроэнергии.

Система должна обеспечивать выполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Правила распределяют обязанности по предоставлению возможности использования минимального набора функций интеллектуальных систем учета между гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями. Так, приборы учета электрической энергии, устанавливаемые гарантирующим поставщиком, должны быть присоединены к интеллектуальной системе учета владельцем которой является соответствующий гарантирующий поставщик. Приборы учета электрической энергии, устанавливаемые сетевой организацией, должны быть присоединены к интеллектуальной системе учета, владельцем которой является соответствующая сетевая организация.

Владельцы интеллектуальных систем учета посредством удаленного доступа должны предоставить возможность пользователям систем использовать функции интеллектуальной системы учета.

Предоставление удаленного доступа пользователям системы для получения информации, содержащейся в интеллектуальной системе учета, а также пользование функциями интеллектуальной системы учета, в объеме, предусмотренном настоящими Правилами, осуществляется на безвозмездной основе.

Удаленный доступ потребителей электроэнергии, энергосбытовых организаций, производителей электроэнергии (мощности) и осуществляющих управление многоквартирными домами, организаций, являющихся пользователями системы, к информации и для использования функций интеллектуальной системы учета будет осуществляться посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» путем предоставления доступа к личным кабинетам, ведение которых осуществляется владельцами систем в порядке, форматах и объеме, предусмотренном Едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций и стандартами качества обслуживания потребителей (покупателей) электрической энергии гарантирующих поставщиков.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/12-18/00087050

Ссылка на проект: Посмотреть

● Тульское УФАС признало: гарантирующий поставщик АО «ТНС энерго Тула» нарушил Закон о защите конкуренции (решение от 09.01.2019 по делу № 02-02/12-2018).

ООО «Строймагистраль» обратилось в Тульское УФАС с заявлением о нарушении АО «ТНС энерго Тула» антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном направлении уведомления об оплате задолженности в сумме 1 572 406,47 руб.  или введении ограничения режима потребления электроэнергии на объекты ООО «Строймагистраль», расположенные в Тульской области.

Во избежание введения ограничения на своих объектах ООО «Строймагистраль» оплатило указанную задолженность гарантирующему поставщику.

Комиссией Тульского УФАС было установлено, что суды двух инстанций подтвердили факт отсутствия у ООО «Строймагистраль» задолженности за потребленную электроэнергию, в связи с чем у АО «ТНС энерго Тула» отсутствовали правовые основания направления в адрес потребителя уведомления о необходимости введения ограничения.

Императивной нормой абз. 3 ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлен запрет на ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Частью 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет  на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Исследовав доказательства по делу, Комиссия Тульского УФАС пришла к выводу, что  АО «ТНС энерго Тула», являясь гарантирующим поставщиком, занимая доминирующее положение на товарном рынке услуг по купле – продаже электрической энергии, необоснованно, в отсутствие у ООО «Строймагистраль» задолженности за потребленную электроэнергию, направило  в адрес последнего уведомление о необходимости оплаты задолженности либо введения ограничения режима потребления электроэнергии на объекты последнего, тем самым ущемив его  права и законные интересы, поскольку  с целью избежания ограничения электроэнергии ООО «Строймагистраль» вынуждено было исполнить вышеуказанное уведомление и оплатить значительную денежную сумму гарантирующему поставщику.

Комиссия Тульского УФАС по делу вынесла решение от 09.01.2019 о нарушении АО «ТНС энерго Тула» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также выдала предписание о недопустимости нарушений действующего законодательства РФ при направлении ООО «Строймагистраль» уведомлений о необходимости введения ограничений режима потребления электрической энергии.

Ссылка на решение и предписание: Посмотреть

● Сетевая организация АО «Тываэнерго» признана нарушившей антимонопольное законодательство РФ (решение Тывинского УФАС от 10.01.2019 по делу № 04-06-08/04-10-18).

Решением от 10.01.2019 по делу № 04-06-08/04-10-18 Тывинское УФАС России признало АО «Тываэнерго» нарушившим ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части бездействия по восстановлению электроснабжения объекта заявителя и превышении допустимого числа часов отключения электроснабжения объекта, чем были ущемлены интересы заявителя.

Из решения следует, что в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление ИП на неправомерные действия АО «Тываэнерго» по факту длительного не восстановления электроснабжения производственного помещения и не рассмотрения письменных обращений.  Заявитель указывал, что за период с 19.05.2018 года по 08.06.2018 года примерно 7 дней отсутствовало электроснабжение его производственного объекта, в связи с чем он был лишен возможности осуществлять предпринимательскую деятельность по изготовлению корпусной мебели и исполнять заключенные договора поставки.

Комиссией УФАС установлено, что прекращение электроснабжения объекта ИП произошло в результате обрыва фазного провода из-за неблагоприятных погодных условий на  воздушной линии 0,4 кВ.

АО «Тываэнерго» указало, что поскольку ВЛ 0,4 кВ являются ведомственной, то сетевая организация не обязана восстанавливать электроснабжение потребителя.

Однако Комиссия Тывинского УФАС пришла к другому выводу. Как установлено УФАС, в силу абз. 2 п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителем ИП, энергопринимающие установки которого присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен, несет организация, к электрическим сетям которой такие объекты присоединены, в данном случае сетевая организация АО «Тываэнерго». Энергопринимающие установки ИП относятся к третьей категории надежности. Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Ростехнадзором (нарушен п.31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

Таким образом,  Комиссией Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/04-10-18 установлено, что бездействие АО «Тываэнерго» по восстановлению электроснабжения объекта ИП и превышение допустимого числа часов отключения электроснабжения в нарушение требований пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа № 861, абз. 2 п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» содержат нарушения ч. 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и свидетельствуют о злоупотреблении доминирующим положением АО «Тываэнерго».

Ссылка на решение: Посмотреть

● Прионежская сетевая компания оштрафована на 650 тыс. руб. из-за отказа в заключении договора на техприсоединение (постановление Карельского УФАС по делу № 03-17/121-2018, опубликовано на сайте ФАС России 11.01.2019).

Постановлением Карельского УФАС по делу № 03-17/121-2018 АО «Прионежская сетевая компания» (АО «ПСК») оштрафовано на 650 тыс. руб. из-за отказа дачному потребительскому кооперативу «Каменка» (ДПК «Каменка») в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по заявке кооператива.

Как следует из постановления, АО «ПСК» в отсутствие каких-либо объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации не направило в 15-тидневный срок, установленный абз. 1 п. 15 Правил технологического присоединения № 861, договор на техприсоединение в адрес ДПК «Каменка», чем нарушило статью 9.21 КоАП РФ.

АО «ПСК» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем Карельским УФАС установлен состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (повторность совершенного административного правонарушения).

Ссылка на постановление: Посмотреть

● Верховный Суд РФ в очередной раз подтвердил необоснованность требований сетевой организации об оплате услуг по передаче электроэнергии в отношении спорных точек поставки, не учтенных при установлении единых (котловых) тарифов (определение ВС РФ от 09.01.2019 № 307-ЭС18-21698).

Основной вывод: по общему правилу у смежной сетевой организации не возникает обязанности по оплате услуг по передаче электроэнергии другой смежной сетевой компании по точкам поставки, которые были не учтены при установлении единых (котловых) тарифов.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики;

- конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому «котловому» тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку (НВВ) всех сетевых организаций региона, входящих в «котел»;

- ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства;

- по общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода;

- тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями;

- для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд РФ подтвердил законность судебных актов нижестоящих инстанций, которыми с сетевой организации ПАО «МОЭСК»  в пользу заказчика взыскано более 343 млн. руб. перечисленных заказчиком денежных средств по договору техприсоединения (определение ВС РФ от 09.01.2019 № 305-ЭС18-21481).

ООО «Румянцево» обратилось в арбитражный суд с иском к сетевой организации ПАО «МОЭСК» о взыскании задолженности в размере 343 383 541,20 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4 864 600,17 руб.

Решением суда первой инстанции от 01.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2018 и постановлением суда округа от 05.09.2018, иск удовлетворен.

Не согласившись с принятыми судебными актами, сетевая организация обратилась в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило указанные акты судов отменить.

Определением от 09.01.2019 № 305-ЭС18-21481 ВС РФ отказал ПАО «МОЭСК» в удовлетворении его кассационной жалобы на основании нижеследующего.

Как установлено судами, между ПАО «МОЭСК» (исполнитель, ответчик) и ООО «Румянцево» (заказчик, истец) был заключен договор о присоединении энергопринимающих устройств истца к электрической сети ответчика. Договор предусматривал обязанность сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объектов ООО «Румянцево» в установленные сроки, а также обязанность ООО «Румянцево» оплатить по договору денежные средства.

ООО «Румянцево» исполнило свои обязательства по оплате по договору денежных средств в сумме 343 383 541,20 руб. (2 платежа по договору, третий платеж не оплачен). Однако ввиду не исполнения сетевой организацией обязанностей, предусмотренных договором по выполнению мероприятий по техприсоединению в установленный срок, ООО «Румянцево»  уведомлением заявило об отказе от договора и потребовало от сетевой организации возвратить ранее уплаченные по договору денежные средства.

Суды, удовлетворяя иск, исходили из доказанности материалами дела факта ненадлежащего исполнения сетевой организацией принятых на себя обязательств.

Довод сетевой организацией о том, что заказчик не исполнил обязательства по оплате договора в полном объеме, в связи с чем, сетевая организация в одностороннем порядке приостановила исполнение договора и продлила срок выполнения технических условий, признан  судами необоснованным. Суды указали, что в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 57 постановления Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2016, сторона, намеревающаяся приостановить исполнение своего обязательства, обязана в разумный срок предупредить об этом. Однако сетевой организацией такое предупреждение заказчику не было направлено. Судами установлено, что именно неисполнение сетевой организацией договорных обязательств привело к невозможности исполнения технических условий и, по существу, являлось препятствием достижения цели договора (осуществления технологического присоединения).

Верховным Судом РФ в определении от 09.01.2019 № 305-ЭС18-21481 также указано, что  у сетевой организации как у неисправного должника отсутствует право на компенсацию расходов по выдаче технических условий.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд поддержал суд округа по вопросу выбора варианта тарифа в расчетах между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (определение ВС РФ от 09.01.2019 № 301-ЭС18-22075).

Основной вывод: «зеркальный» принцип выбора варианта тарифа в отношениях «потребитель ‒ гарантирующий поставщик» и «гарантирующий поставщик ‒ сетевая организация» свидетельствует о том, что нарушение гарантирующим поставщиком установленного в пункте 81 Основ ценообразования № 1178 пятидневного срока информирования сетевой организации о выборе потребителем варианта тарифа не может повлечь изменение объема обязательств гарантирующего поставщика и потребителя, надлежащим образом исполнившего обязанность по уведомлению о выбранном тарифе, и не свидетельствует о наличии у сетевой организации негативных последствий.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, применяют только цены (тарифы), выбранные обслуживаемыми им потребителями;

- обязательства потребителя услуг определяются в размере их стоимости, которая рассчитывается исходя из тарифа на услуги по передаче электроэнергии и объема услуг. Объем обязательств гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующего в интересах обслуживаемого им по договору энергоснабжения потребителя, по оплате ему услуг по передаче электроэнергии аналогичен объему обязательств этого потребителя;

- использование сетевой организацией во взаиморасчетах по оплате услуг по передаче электрической энергии с гарантирующим поставщиком тарифа, отличного от выбранного потребителем, может повлечь неосновательное обогащение сетевой организации в течение всего периода регулирования;

- требование сетевой организации о взыскании с гарантирующего поставщика стоимости услуг по передаче электрической энергии в большем размере, чем гарантирующий поставщик предъявил конечным потребителям, не соответствует требованиям закона, не обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

 


Понравилась новость ? Расскажите друзьям !