Обзор изменений законодательства в сфере электроэнергетики 05.11.2018-11.11.2018

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (05.11.2018-11.11.2018)

Подготовлено при участии Информационно - консалтинговой группы Electricalnet.Ru

Уточнены полномочия Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики (постановление Правительства РФ от 03.11.2018 № 1308).

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2018 № 1308 «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики и признании утратившим силу пункта «б» Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2014 г. № 165» к компетенции Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики отнесено, в частности, рассмотрение предложений по вопросам, связанным с:

- отбором мощности новых генерирующих объектов;

- внесением изменений в перечень объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, к которым допускается осуществление технологического присоединения вновь присоединяемых энергопринимающих устройств потребителей на уровне напряжения ниже 110 кВ;

- предложениями о базовом уровне цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, надбавкам к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), устанавливаемой в целях достижения в субъектах РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и размере средств, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), устанавливаемой в целях достижения в субъектах РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

- определением долгосрочного прогноза спроса на электрическую энергию (мощность);

- утверждением проектов генеральных схем размещения объектов электроэнергетики;

- отбором проектов по реконструкции тепловых электростанций (техническому перевооружению, модернизации);

- развитием и внедрением цифровых технологий в электроэнергетике;

- реализацией пилотных проектов в электроэнергетике, в том числе в части поддержки внедрения головных образцов генерирующего оборудования.

Начало действия документа - 15.11.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Проблема наличия пересечения границы населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, может быть решена путем оформления публичного сервитута (письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 16.10.2018 № 10N-2202-МС).

В письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 16.10.2018 № 10N-2202-МС указывается, что при внесении в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов одной из причин принятия органом регистрации прав решения о невозможности внесения в ЕГРН сведений является пересечение границ таких населенных пунктов с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

В соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. При этом Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) установлено, что орган регистрации прав в срок не позднее 15 рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений ЕГРН, в случае, если границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков, а также в случае, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ таких муниципальных образований, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в ЕГРН.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» предусмотрено, помимо прочего, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.

В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в следующих целях:

- размещение объектов электросетевого хозяйства, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения либо необходимы для организации электро- газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;

- проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

При этом в соответствии с Законом о регистрации орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 01.09.2018, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут.

Таким образом, проблема наличия пересечения границы населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, может быть решена путем оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Приказами Минэнерго России внесены изменения в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС (приказы Минэнерго России от 16.10.2018 №№ 891, 892, 893).

Минэнерго России принят ряд приказов, вносящих изменения в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС:

- приказ Минэнерго России от 16.10.2018 № 891 «О внесении изменений в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть», зарегистрирован в Минюсте России 07.11.2018 за № 52637;

- приказ Минэнерго России от 16.10.2018 № 892 «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть», зарегистрирован в Минюсте России 07.11.2018 за № 52626;

- приказ Минэнерго России от 16.10.2018 № 893 «Об исключении объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть», зарегистрирован в Минюсте России 07.11.2018 за № 52636.

Рассматриваемыми приказами Минэнерго России предусматривается на основании заявлений ПАО «ФСК ЕЭС» внесение новых объектов в реестр ЕНЭС и исключение определенных объектов из ЕНЭС, а также изменение сведений  об отдельных объектах электросетевого хозяйства в реестре  ЕНЭС на основании заявлений от их собственников и иных законных владельцев.

Ссылка на приказ № 891: Посмотреть

Ссылка на приказ № 892: Посмотреть

Ссылка на приказ № 893: Посмотреть

● Совет Федерации РФ одобрил законопроект об унификации госпошлины за рассмотрение досудебных споров и разногласий по тарифам (законопроект № 542772-7).

07-11-2018

Документ был разработан ФАС и внесен Правительством РФ.

7 ноября 2018 года Совет Федерации РФ принял проект поправок, который предусматривает введение единого размера государственной пошлины за рассмотрение досудебных споров и разногласий в сфере тарифного регулирования.

Теперь законопроект будет направлен Президенту Российской Федерации.

После окончательного его принятия размер госпошлины составит 120 тыс. рублей.

Как отмечал ранее заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский, «законопроект является частью мер, которые направлены на унификацию тарифного регулирования. ФАС России в настоящее время реализует задачи по созданию условий применения единых принципов и методов в ценообразовании. Такие подходы в разных сферах сейчас различаются, но, по мнению антимонопольной службы, они носят общий характер и, соответственно, регламентироваться должны унифицированно».

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об усилении ответственности за повторное самовольное подключение к электрическим сетям (законопроект № 416226-7).

08-11-2018

Депутаты Государственной Думы Российской Федерации в рамках Пленарного заседания приняли в первом чтении разработанный Минэнерго России проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления административной ответственности за повторное самовольное подключение к сетям инфраструктуры и использование энергетических ресурсов)». Документ представлял заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко.

В своём выступлении замглавы энергетического ведомства отметил, что законопроект направлен на усиление санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лиц, повторно незаконно подключающихся к объектам электро-, газо-, теплосетевой инфраструктуры и незаконно использующих соответствующие энергетические ресурсы.

«К указанным лицам предлагается применить двукратно увеличенный  размер административных санкций по сравнению с уже существующим для лиц, совершающих эти правонарушения впервые», - сказал Вячеслав Кравченко. По его словам, необходимость данных мер продиктована интересами защиты прав организаций топливно-энергетического комплекса на принадлежащие им энергоресурсы, а также недостаточностью мер воздействия, предусмотренных действующей редакцией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. «В сфере электроэнергетики  более 18% лиц, совершавших незаконное подключение и потребление электрической энергии, совершали в течение последующих трех лет аналогичные деяния повторно, что свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер воздействия в отношении этой категории правонарушителей», - привёл статистику заместитель Министра.

В заключение выступления Вячеслав Кравченко обратил внимание депутатов, что законопроект  является важным элементом в решении комплексной задачи, поставленной перед Минэнерго России, в части борьбы с неплатежами и иными незаконными действиями потребителей энергоресурсов.

Справочно:

Законопроектом предлагается дополнить существующую редакцию ст. 7.19 КоАП РФ частью второй, устанавливающей более жесткие мерыадминистративной ответственности за повторное самовольное подключение к сетям инфраструктуры и самовольное использование энергетических ресурсов (повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух лет до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей).

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

07.11.2018 Правительством РФ на рассмотрение Госдумы внесен законопроект о микрогенерации, согласно которому россияне смогут продавать излишки электроэнергии (законопроект№ 581324-7).

Закон коснётся владельцев «домашних» ветрогенераторов и солнечных батарей.

Разработчики документа из Минэнерго рассматривают инициативу как часть программы по развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). «Законопроект предусматривает, что физические лица — собственники электростанций мощностью до 15 кВт включительно, работающих на ВИЭ, смогут продавать выработанную электроэнергию на розничных рынках», — пояснил замдиректора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов.

Речь идёт о продаже излишков, которые не пошли на нужды собственного хозяйства, причём физические лица будут освобождены от уплаты налогов. Ещё в 2017 году Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс, которые освобождают от уплаты подоходного налога владельцев электростанций на ВИЭ, если они продали излишки выработанной электроэнергии не более чем на 30 тысяч рублей за год.

Чтобы продавать неизрасходованную электроэнергию, выработанную солнечными модулями на крыше собственного дома (многоквартирных домов законопроект не касается) или ветряком, нужно присоединить объект микрогенерации к местным сетям и заключить договор с гарантирующим поставщиком, в зоне покрытия которого находится мини станция на основе ВИЭ. «Малые объёмы электростанции — мощностью до 15 кВт — объясняются тем, что к ним уже привыкли граждане, они понимают, что это льготная категория, для таких мощностей не нужны особые разрешения на подключение, не требуется и участие Ростехнадзора, — пояснил Максимов. — Процедура будет понятной и комфортной для потребителей». Таким образом, законопроект упрощает процесс размещения ветряных электростанций и даёт возможность их владельцам не только продавать излишки электроэнергии, но и в случае необходимости брать электричество из сети.

Прозрачность схемы важна и для потребителей, и для гарантирующих поставщиков,подтвердил министр энергетики Московской области Леонид Наганов. По его словам, чтобы новая норма охватила все регионы, в том числе и те, где природные условия не способствуют быстрому развитию микрогенерации, необходимо предусмотреть в законе дополнительное стимулирование для потребителей.

Как вариант, можно подумать о введении льготного кредитования для закупки оборудования гражданами, считает член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. «Оборудование для выработки электроэнергии должно быть доступным для всего населения. На Дальнем Востоке, к примеру, развитие микрогенерации будет пользоваться спросом — здесь достаточно энергии солнца, ветра и моря. Но жители региона не самые богатые, поэтому вопрос цены остаётся принципиальным», — полагает сенатор.

Закон, по его словам, будет актуален для удалённых сёл, где сети изношены и часто случаются перебои с подачей энергии. Также парламентарий предлагает определить возможности региональных властей в регулировании отношений владельцев «домашних» электростанций и участников рынка.

Все инициативы будут обсуждаться ко второму чтению законопроекта, заверил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков. «Главное, что уже сейчас есть консенсус среди всех участников сферы, связанной с микрогенерацией. Все понимают, что закон просто необходим», — отметил депутат. Учитывая этот факт, по его словам, депутатымогут рассмотреть законопроект в первом чтении уже в осеннюю сессию.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 06.11.2018 ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы в отношении текста проекта приказа «Об утверждении цен на мощность и электрическую энергию, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, на 2019 год».

Указанный приказ разработан ФАС России в рамках реализации полномочий по установлению цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме.

В соответствии с Порядком определения цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего электрическую энергию и мощность в вынужденном режиме, утвержденным приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 484-э, расчет цен на электрическую энергию и мощность был произведен ФАС России по каждому генерирующему объекту поставщика оптового рынка электрической энергии (мощности) исходя из типовых затрат на содержание 1 МВт мощности и экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых (понесенных) для производства электрической энергии и содержания мощности, и балансовых показателей, учитываемых в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России в части планируемого полезного отпуска электрической энергии и среднегодового объема располагаемой мощности, уменьшенного на среднегодовую величину потребления мощности на собственные и (или) хозяйственные нужды.

Прогнозная прибыль (со знаком «-») от продажи электрической энергии определена на основании разницы прогнозных значений цен РСВ на продажу электроэнергии на 2019 год по субъектам Российской Федерации, опубликованной на сайте НП «Совет рынка», (Посмотреть) и цены на электрическую энергию, рассчитанной ФАС России, с учетом особенностей, определенных методическими указаниями по определению цен для генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/11-18/00085568

Ссылка на проект: Посмотреть

● 06.11.2018 ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы в отношении текста проекта приказа «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2019 год».

Указанный приказ разработан ФАС России в рамках реализации полномочий по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка.

При определении регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на 2019 год для поставщиков оптового рынка, расположенных на территориях неценовых зон, в соответствии с п. 48 Основ ценообразования № 1178 применялся метод индексации. Расчет регулируемых цен (тарифов) произведен в соответствии с Формулами индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемыми в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядком их применения, а также порядком установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах, утвержденными приказом ФСТ России от 28.08.2014 № 210-э/1.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/11-18/00085562

Ссылка на проект: Посмотреть

Замминистра энергетики РФ Андрей Черезов: «Мы будем в течение следующего года пересматривать еще порядка 30 нормативно-правовых актов, которые сильно устарели».

07-11-2018

Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Андрей Черезов в интервью «Российской газете» рассказал о законодательных инициативах Минэнерго в сфере электроэнергетики, энергоснабжении Крыма и кадровом потенциале отрасли.

Заместитель Министра напомнил, что недавно были пересмотрены правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей. Владельцы получили право делать ремонт по фактическому техническому состоянию.

«Есть заводской нормативный срок эксплуатации оборудования, устанавливаемый заводом-изготовителем, например, 25 лет. Проходит 25 лет, и мы говорим: у нас стопроцентный износ. Разве это правильно? Нет, так как и после этого срока оборудование продолжает исправно работать при условии своевременного проведения диагностики и ремонтов в соответствии с требованиями завода-изготовителя. Если говорить про трансформатор, он может и 40, и 50 лет работать при правильной эксплуатации и ремонтах, то же самое касается турбин», - сказал Андрей Черезов.

По словам заместителя Министра, одна из причин крупных аварий в электроэнергетике – дефицит кадров, но в прошлом году негативную тенденцию удалось побороть.

«У сетевых организаций уровень подготовки персонала из года в год улучшается, так как сохранились центры подготовки и повышения квалификации персонала. У объектов генерации собственники разные, и там подобные центры практически исчезли после акционирования, из-за чего профессионализм сотрудников на станциях стал резко падать. Мы проводили работу с каждой компанией, и теперь вновь создаются центры, в некоторых местах даже есть тренировки на электронных комплексах под разные аварии», - подчеркнул Андрей Черезов.

Заместитель Министра напомнил, что осенне-зимний период 2017-2018 годов в Крыму прошел  в штатном режиме.

«В этом сезоне мы тоже рассчитываем, что все будет в порядке. Самым тяжелым был сезон 2015-2016 годов, но и зима на полуострове тогда выдалась очень холодной. Мы всегда понимали, что без собственной генерации Крым никогда не сможет работать полноценно, поэтому была проведена большая работа. Располагаемая мощность в энергосистеме полуострова сейчас составляет 1415 МВт, из которых 160 МВт - собственная генерация, 405 МВт - мобильные газотурбинные электростанции, остальное - переток по энергомосту», - добавил Андрей Черезов.

Кроме того, заместитель Министра рассказал в интервью «Российской газете» о плюсах возобновляемой энергетики для удаленных территорий и новом порядке присоединения одной энергосистемы к другой.

С полной версией интервью можно ознакомиться здесь.

Источник: Посмотреть

● ФАС России отменила ряд приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (приказ ФАС России от 30.10.2018 № 1481/18, опубликовано на сайте 07.11.2018).

Приказом от 30.10.2018 № 1481/18 ФАС России отменила приказы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия  об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии, индивидуальных тарифов и НВВ для сетевых на 2018 год.

Причиной отмены приказов стало нарушение РСТ Республики Бурятия  постановления Правительства РФ от 28.02.2015 № 184«Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», положений Основ ценообразования №1178, выразившееся в применении отличных подходов для различных регулируемых организаций при определении соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Как следует из рассматриваемого приказа ФАС России, при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Республика Бурятия на 2018 год Служба в отсутствие правовых оснований выборочно для одних регулируемых организаций не принимала в расчет объекты электросетевого хозяйства с определенными техническими характеристиками, эксплуатируемые по договорам аренды, в связи  с отсутствием отметки о государственной регистрации, а также приобретенные по договорам купли-продажи, ввиду отсутствия свидетельств о государственной регистрации права собственности, а для других регулируемых организаций принимала объекты с аналогичными техническими характеристиками для определения соответствия критериям и учитывала при определении НВВ, а также индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2018 год.

Ссылка на приказ ФАС России: Скачать

● ПАО «Кубаньэнерго» оштрафовано на 600 тыс. руб. за нарушение правил техприсоединения(постановление Краснодарского УФАС России от 07.11.2018 по делу № 425А/2018).

Постановлением от 07.11.2018 по делу № 425А/2018 Краснодарское УФАС России признало ПАО «Кубаньэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде административного штрафа в размере 600 тыс. руб.

Как следует из постановления УФАС, ПАО «Кубаньэнерго» в нарушение п. 15 Правил техприсоединения № 861 не направило в адрес заявителя ООО «Кубаньмашпром» договор об осуществлении технологического присоединения, а также технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору.

Ссылку ПАО «Кубаньэнерго» на невозможность заключить договор на техприсоединение с заявителем ввиду установленных на объект ограничений прав и обременение объекта, УФАС сочло несостоятельной. УФАС указало, что имеющиеся обременения на объект не являются арестом, а относятся к невозможности совершения сделок по продаже (отчуждению) имущества без согласия собственника, и указанные обременения не препятствуют надлежащему использованию объекта, в том числе совершению действий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта к  электрическим сетям.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● Апелляция подтвердила 600 тыс. руб. штрафа для кубанской «НЭСК-Электросети» за нарушение правил техприсоединения к сетям.

07-11-2018

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда предыдущей инстанции и управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Краснодарскому краю, оштрафовавшего АО «НЭСК-Электросети» (Краснодар) на 600 тыс. руб. за нарушение правил техприсоединения к сетям.

Согласно сообщению УФАС, в текущем году компания отказала заявителям в технологическом присоединении к электрическим сетям, мотивируя тем, что ближайшей к ним сетевой организацией является ООО «ВТ-ресурс».

Сотрудники антимонопольного ведомства установили, что электрические сети «НЭСК-Электросети» расположены также близко, и заявитель вправе направить заявку в любую из них. На основании вышеизложенного электросетевая компания за нарушение правил технологического присоединения была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 600 тыс. руб.

Источник: Посмотреть

● Энергетическая компания «Юнипро» хочет отделаться штрафом.

08-11-2018

«Юнипро» направила в ФАС письмо с просьбой о заключении мирового соглашения в рамках спора с потребителями оптового энергорынка о процедуре аттестации аварийного энергоблока на Березовской ГРЭС (800 МВт), следует из документа за подписью гендиректора компании Максима Широкова (источник «Ъ»).

Речь идет о громком разбирательстве, инициированном «Сообществом потребителей энергии». В июне 2017 года ФАС возбудила дело против «Юнипро» и «Системного оператора» (СО, диспетчер энергосистемы), заподозрив их в сговоре с целью затягивания аттестации и тестирования сгоревшего в феврале 2016 года третьего блока Березовской ГРЭС (800 МВт). Суть в том, что после вывода в ремонт и внеплановой аттестации блок продолжал получать от рынка усеченную плату за мощность (7% от стандартной), и лишь через девять месяцев выплаты были остановлены. По расчетам ФАС, потребители переплатили 950 млн. руб.

СО в споре ссылался на действовавшие регламенты, предписывающие направлять собственнику станции уведомление об аттестации не ранее чем через 180 дней после вывода в ремонт, а затем давалось еще 90 дней на саму аттестацию. В ФАС сочли, что СО был осведомлен об аварии и должен был раньше инициировать тестирование. В январе служба признала компании нарушившими закон и начислила «Юнипро» штраф в 650 тыс. руб. Санкции к СО пока не определены. Компании пытаются оспорить решение ФАС в суде. «Юнипро» оценивала восстановление энергоблока в 36 млрд. руб. и обещала вернуть его на рынок в третьем квартале 2019 года.

В мировом соглашении «Юнипро» готова признать, что, пользуясь доминирующим положением во второй ценовой зоне оптового энергорынка (Сибирь), отказалась от тестирования оборудования «в разумный срок», в результате чего потребители были вынуждены переплачивать за мощность «с августа по октябрь 2016 года». Компания также готова отказаться от оспаривания решения и штрафа, наложенного ФАС. В обмен «Юнипро» просит ФАС признать, что пожар не привел к утрате основного оборудования, соответственно, не изменилась и мощность третьего блока. Принципиальным для генкомпании является и признание того, что ремонтные работы на ГРЭС велись без остановок с февраля 2016 года до подписания мировой.

Источник «Ъ» в отрасли отмечает, что решение ФАС является основанием для возмещения ущерба, нанесенного потребителям необоснованными платежами из-за затягивания аттестации блока. По его мнению, мировая на условиях «Юнипро» может закрыть эту возможность для потребителей.

В «Юнипро», ФАС и «Сообществе потребителей энергии» на запрос «Ъ» не ответили. В Минэнерго выступают «за мирное урегулирование любых спорных вопросов». В СО уточнили, что сейчас идет разбирательство в апелляционной инстанции. «Мы используем все установленные законом форматы, чтобы подтвердить и отстоять правомерность и обоснованность своей позиции»,— сообщили в диспетчере.

Источник: Посмотреть

Вынесено ещё одно решение по делу об отключении котельных в чувашском селе.

09-11-2018

 «Наличие задолженности за потребленный ресурс не является основанием для прекращения подачи тепла и горячей воды в многоквартирные дома», — говорят в УФАС по итогам кассации.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа вынес решение по делу об отключении котельных в чувашском селе Порецкое. Как и суды других инстанций, он встал на сторону чувашских антимонопольщиков, подтвердив неправомерность прекращения поставки электроэнергии со стороны «Чувашской энергосбытовой компании».

В ведомстве отмечают, что компания нарушила антимонопольное законодательство, неправомерно прекратив поставку электрической энергии в котельные № 1−9 села Порецкое, которые используют электроэнергию для обеспечения горячим водоснабжением и отоплением муниципальные предприятия села, ТСЖ, физических лиц. К такому выводу пришел Арбитражный суд Волго-Вятского округа, а ранее Первый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Чувашии.

«Суды согласились с выводом антимонопольного органа о том, что компания не вправе в одностороннем порядке прекращать поставку электрической энергии, необходимой для выработки тепла и горячей воды, поскольку такие действия могут повлечь нарушение прав граждан, своевременно оплачивающих получаемые коммунальные услуги», — уточнила начальник отдела товарных рынков Анна Шевченко.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела поставка электрической энергии в котельные села была восстановлена.

Напомним, что энергетики ссылались на образовавшиеся долги за поставку ресурса. Ранее на пресс-конференции глава чувашских антимонопольщиков Вячеслав Борисов пояснил, что из-за действий энергетиков «село осталось без горячей воды».

Источник: Посмотреть

Арбитражный суд Москвы по иску «Федеральной сетевой компании» (ФСК) взыскал с «БМ-Банка» (входит в группу ВТБ) около 1,1 млрд. рублей.

11-11-2018

Иск поступил в арбитраж в апреле. В нём ФСК потребовала от банка выплатить задолженность по банковской гарантии от 24 декабря 2014 года. Банк гарантировал исполнение подрядчиком ООО «Группа Компаний «ЭФЕКС» обязательств по договору подряда с заказчиком ФСК от 15 сентября 2014 года. Контракт предусматривал сооружение линий электропередачи от Ленинградской АЭС-2 до подстанций «Пулковская» и «Южная».

По условиям гарантии, банк принял на себя обязательство выплатить любую сумму, не превышающую 906,1 млн. рублей, при получении требования бенефициара (ФСК), указывающего, что принципал («ЭФЕКС») не исполнил надлежащим образом свои обязательства по договору, «без споров и возражений со стороны гаранта, не требуя от бенефициара доказательств или обоснований требования на определённую банковской гарантией сумму».

Арбитраж Москвы полностью удовлетворил иск ФСК, взыскав основной долг в размере 906,1 млрд. рублей и около 179 млн. рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд отклонил доводы ответчика о том, что обязательства по заключённому между заказчиком и подрядчиком договору были прекращены зачётом встречных требований, в связи с чем у банка отсутствует обязательство по выплате гарантии.

Как отмечено в судебном решении, «факты наличия/отсутствия задолженности сторон друг перед другом не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований по спорной банковской гарантии, обеспечивающей не денежные обязательства», а именно обязательства по выполнению работ в сроки, установленные графиком выполнения работ. Между тем, подрядчик систематически, как установил суд, нарушал график, что стало основанием для приостановления строительства.

Ссылка на решение суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд России признал законными судебные акты нижестоящих инстанций о правомерности отказа РЭК Кемеровской области в установления тарифов для ООО «Энергосервис» на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год (определение ВС РФ от 07.11.2018 № 304-КГ18-18551).

ООО «Энергосервис»  обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (РЭК КО), выразившегося в отказе (уклонении) от установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год, и обязании РЭК установить экономически обоснованный тариф.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2018 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2018, решение суда первой инстанции от 14.02.2018 отменено, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, ООО «Энергосервис», ссылаясь на нарушение норм материального права, просило отменить судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций, решение суда первой инстанции от 14.02.2018 оставить в силе.

Верховный Суд определением от 07.11.2018 № 304-КГ18-18551 признал законность постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций и отказал заявителю в удовлетворении кассационной жалобы.

Судами установлено, что  постановлением РЭК КО от 31.12.2016 № 753 утверждено тарифное решение для электросетевого комплекса Кемеровской области.

27.12.2016 ООО «Энергосервис» в соответствии с договорами купли-продажи приобрело в собственность объекты электросетевого хозяйства и 19.01.2017 (после принятия тарифного решения) направило в РЭК заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ему сетям на 2017 год.

Регулирующий орган со ссылкой на разъяснения ФАС России от 29.03.2017 № ВК/20074/17, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.11.2013 № 6556/2013 и пункты 18, 30(1) Правил № 1178 сообщил обществу об отсутствии возможности установления тарифов на текущий период регулирования (2017 год), предложив ему скорректировать в заявлении об установлении тарифов период регулирования – с текущего на очередной 2018 год.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО «Энергосервис» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отменяя решения суда первой инстанции, апелляционный суд и суд округа пришли к выводу, что установление ООО «Энергосервис» тарифов на 2017 год повлечет увеличение размера НВВ территориальных сетевых организаций всего региона в целом, а также перераспределение котловой тарифной выручки не в соответствии с уже утвержденным тарифным решением для  электросетевого комплекса Кемеровской области (постановление РЭК от 31.12.2016 № 753).

Основной вывод: отказ уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) в установлении организации  тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования после принятия тарифного решения на этот период является законным и обусловлен особенностями ценообразования в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии в условиях котловой модели функционирования рынка электроэнергетики и не может быть расценен как нарушение прав новой сетевой организации в ситуации невозможности перераспределения котловой тарифной выручки.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

-  для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения;

- индивидуальные тарифы для взаиморасчетов сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций);

- при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и индивидуальных тарифов для взаиморасчетов пары сетевых организаций используются показатели электрической энергии и мощности, учтенные в Сводном прогнозном балансе, который формируется на основании плановых показателей, подаваемых территориальными сетевыми организациями.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд подтвердил законность штрафа для «МРСК Урала» (определение ВС РФ от 08.11.2018 № 309-АД18-17881).

Из судебных актов следует, что ПАО «МРСК Урала» обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Челябинского УФАС о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 тыс. руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, обществу отказано в удовлетворении заявления.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ПАО «МРСК  Урала» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило отменить принятые по делу судебные акты как незаконные и необоснованные.

Определением от 08.11.2018 № 309-АД18-17881 Верховный Суд РФ отказал ОАО «МРСК Урала» в удовлетворении кассационной жалобы.

Как усматривается из судебных актов, общество привлечено к административной ответственности за нарушение п. 16 Правил технологического присоединения № 861, что выразилось в непредставлении Сагинбаевой А.В. в договоре и (или) технических условиях вариантов расчета платы за технологическое присоединение. При этом, как отмечено судами, ранее общество привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, за совершение однородного правонарушения, в связи с чем, правомерно привлечено УФАС к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд РФ признал соответствующими действующему законодательству РФ судебные акты нижестоящих инстанций о законности постановления УФАС по Волгоградской области в отношении ПАО «МРСК Юга» (определение ВС РФ от 09.11.2018 № 306-АД18-15653).

Сетевая организация ПАО «МРСК Юга» обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, которым на ПАО «МРСК Юга» наложен административный штраф в размере 500 тыс. руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, обществу отказано в удовлетворении заявления.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ПАО «МРСК  Юга» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило данные акты судов отменить.

Определением от 09.11.2018 № 306-АД18-15653 Верховный Суд РФ отказал сетевой организации в удовлетворении кассационной жалобы.

Как установлено судами, сетевая организация ПАО «МРСК Юга» необоснованно отказала гражданину Абибову Р.М. в рассмотрении заявки на осуществление технологического присоединения его объекта к электрическим сетям организации. Суды пришли к выводу о наличии в действиях ПАО «МРСК Юга» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Учитывая то, что ранее ПАО «МРСК Юга» было подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, суды признали правомерным привлечение общества к административном ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, за вменяемое по настоящему делу противоправное деяние, и отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть


Понравилась новость ? Расскажите друзьям !