Обзор изменений законодательства в сфере электроэнергетики за 2018 год

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

ЗА 2018  ГОД

Подготовлено при участии информационно –

консалтинговой группы Electricalnet.Ru

● Законодательно установлена возможность заключать прямые договора между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями (Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ).

Документ вступил в силу 03.04.2018.

Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» устанавливается возможность заключения договоров, в том числе на электроснабжение, непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

Для заключения прямых договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

При прекращении действия договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.

Ссылка на документ: Посмотреть

Разъяснения Минстроя России по данному вопросу:  Посмотреть

● Предусмотрен порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК, в том числе для размещения линейных объектов энергетики (Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ).

Документ вступил в силу 01.09.2018.

Земельный кодекс Российской Федерации дополнен новой главой V.7, предусматривающей порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК, в том числе для размещения линейных объектов энергетики (Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»).

В новой главе ЗК РФ, помимо прочего, определяется: перечень органов, уполномоченных принимать решения об установлении публичного сервитута; условия его установления; требования к ходатайству об установлении публичного сервитута; способы выявления правообладателей участков, в отношении которых предполагается установление сервитута; порядок принятия решения об установлении публичного сервитута; основания для отказа в установлении публичного сервитута; срок публичного сервитута; плата за публичный сервитут; требования к соглашению об осуществлении публичного сервитута; последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом и права и обязанности обладателя публичного сервитута.

Так, в указанном порядке публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, если указанные объекты:

1) являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо

2) необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо

3) переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

В случаях установления публичного сервитута для размещения линейных объектов энергетики к таким лицам могут быть отнесены:

1) организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;

2) иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.

Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости его установления, к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, к формату электронного документа, содержащего указанные сведения, должны быть установлены Минэкономразвития России (пп. 4, 7 ст. 39.41 ЗК РФ).

Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута, перечислены в ст. 39.38 ЗК РФ (уполномоченные органы).

По результатам рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута (требования к содержанию решения об установлении публичного сервитута содержатся в п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ), либо об отказе в установлении публичного сервитута (исчерпывающий перечень оснований отказа в установлении публичного сервитута предусмотрен п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ).

Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения 30 дней со дня получения правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 9 ст. 39.43 ЗК РФ).

Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ).

Ссылка на документ: Посмотреть

 Установлен единый размер госпошлины за принятие решений по спорам (разногласиям) в области государственного регулирования тарифов (Федеральный закон от 12.11.2018 № 415-ФЗ).

Документ вступил в силу  12.12.2018.

Федеральным законом от 12.11.2018 № 415-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» установлен единый размер госпошлины за принятие решений по спорам (разногласиям) в области государственного регулирования тарифов.

Речь идет о размере государственных пошлин, предусмотренных подпунктами 123 (по спорам, связанным с установлением и применением тарифов в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях) и 124 (по разногласиям, возникшим между органами исполнительной власти субъектов РФ в области госрегулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями) пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (до внесения поправок размер госпошлин составлял 160 000 рублей и 80 000 рублей соответственно).

Теперь размер госпошлины за принятие решения по заявлениям о рассмотрении (урегулировании) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы, надбавок), составляет 120 000 рублей.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Запрет на осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии начнет действовать с 1 июля 2020 года (Федеральный закон от 25.12.2018 № 484-ФЗ).

Документ вступил в силу  25.12.2018.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 484-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности», закреплено, что запрет на осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии начнет действовать с 1 июля 2020 года.

Также на 1 июля 2020 года переносится введение административной ответственности за осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии.

Ссылка на документ: Посмотреть

● С потребителей снята ответственность за приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии, и урегулированы вопросы внедрения интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности). (Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ).

Документ вступил в силу  28.12.2018 (за исключением отдельных положений).

Федеральным законом от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» с потребителей снята ответственность за приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии.

Соответствующая обязанность переносится на гарантирующих поставщиков (в отношении многоквартирных домов) и сетевые организации (в отношении иных потребителей). При этом расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Расходы сетевой организации подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

Федеральным законом также закрепляется понятие «интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) (ИСУ)». Правительство РФ наделяется полномочием по утверждению правил предоставления доступа к минимальному набору функций ИСУ.

Регламентируется порядок коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению. При этом устанавливается обязанность гарантирующих поставщиков и сетевых организаций осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается применение прибора учета.

Федеральным законом устанавливается, что по всем приборам учета электрической энергии, после 1 января 2022 года допускаемым в эксплуатацию на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет такой энергии, минимального набора функций ИСУ.

С 1 января 2023 года в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций ИСУ субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Изменены сроки технологического присоединения для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт (постановление Правительства РФ от 18.04.2018 № 463).

Документ вступил в силу  28.04.2018.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2018 № 463 «О внесении изменений в подпункт «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная  мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению ЕНЭС не может превышать 1 года, а для заявителей, максимальная  мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению ЕНЭС, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электроэнергии – 2 года.

Также указанным постановлением Правительства РФ пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения дополнен абзацем, согласно которому для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены  иные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению (но не более 4 лет).

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждены Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (постановление Правительства РФ от 30.04.2018 № 533).

Документ вступил в силу  12.05.2018.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 № 533 «Об утверждении Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. № 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российский Федерации» установлено, что данные Правила определяют порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) следующих  споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), в том числе в сфере электроэнергетики:

1)разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике;

2) споры, связанные с применением платы за технологическое присоединение к ЕНЭС и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и споры, связанные с установлением платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.

Предусмотрено, что такие споры рассматриваются ФАС России в течение 90 календарных дней на основании поданных заявлений о рассмотрении спора.  Установлен срок  для подачи заявления - 3 месяца со дня, когда лицо, подавшее заявление, узнало или должно было знать о нарушении своих прав.

Правила содержат требования к форме заявления (письменная, электронная), а также к его содержанию и  прилагаемым документам.

По результатам рассмотрения спора ФАС России должна принять одно из следующих решений:

1) об удовлетворении требований, указанных в заявлении (полностью, частично);

2) об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении.

Решение ФАС России в полном объеме оформляется в течение 10 календарных дней со дня оглашения резолютивной части. Копии решения направляются сторонам спора.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка на период до 31 декабря 2027 года (постановление Правительства РФ от 30.04.2018 № 534).

Документ вступил в силу  12.05.2018.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 № 534 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с продлением особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка» установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка на период до 31 декабря 2027 года.

Постановлением, помимо прочего:

1) изменяются правовые основы организации торговли электрической энергией и мощностью по регулируемым договорам;

2) уточняется перечень существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентов оптового рынка;

3) устанавливаются особенности определения объемов поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности;

4) продлевается срок действия регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным с определенными Правительством РФ субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка;

5) утверждаются нормативные темпы прироста удельной на 1 кВт*ч величины стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказываемых потребителям, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков.

Органам исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования цен (тарифов) в целях исполнения Постановления поручается:

1) продлить срок действия долгосрочного периода регулирования по 31 декабря 2027 г.;

2) пересмотреть долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций в части базового уровня подконтрольных расходов, уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки;

3) пересмотреть долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций в части базового уровня операционных расходов, нормы доходности инвестированного капитала, уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется методом доходности инвестированного капитала.

Ссылка на документ: Посмотреть

 Вступили в силу Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (постановление Правительства РФ от 10.05.2017 № 543).

Документ вступил в силу  20.05.2017. Правила, утвержденные данным документом, вступили в силу  01.07.2018.

Правила применяются для оценки готовности субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, к работе в отопительный сезон.

Оценка готовности осуществляется Минэнерго России ежегодно с целью предупреждения нарушения энергоснабжения потребителей электроэнергии при функционировании объектов электроэнергетики в сложных технологических режимах, возникающих в период, характеризующийся повышенными электрическими и тепловыми нагрузками в условиях низких температур наружного воздуха.

Для оценки готовности используется также информация, содержащаяся в базе данных об авариях в электроэнергетике, порядок систематизации которой определен Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 846.

Уровень готовности устанавливается в зависимости от индекса готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон, который рассчитывается в отношении субъекта электроэнергетики на основании данных о выполнении им установленных условий готовности к работе в отопительный сезон, и соответствующей каждому условию готовности информации.

Решение о готовности оформляется соответствующим приказом Минэнерго России с выдачей паспорта готовности по специальной форме.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Изменен порядок формирования сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, учитываемых в стоимости электрической энергии (мощности), и ставки за мощность предельного уровня нерегулируемых цен (тарифов) (постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 749).

Документ вступил в силу  01.07.2018.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 749 внесены изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, а также Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179.

Изменения, направленные на приведение положений указанных правовых актов Правительства РФ в соответствие с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, затронули порядок формирования:

1)                сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, учитываемых в стоимости электрической энергии (мощности);

2)                ставки за мощность предельного уровня нерегулируемых цен (тарифов).

Ссылка на документ: Посмотреть

● Определены организационные и технические требования к энергосистемам и их элементам (постановление Правительства РФ от 13.08.2018 № 937).

Документ вступил в силу 16.08.2018.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены организационные и технические требования к энергосистемам и их элементам.

Утвержденными Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем установлены, в частности:

1) порядок технологического функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;

2) порядок и условия обеспечения параллельной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии в составе электроэнергетической системы (далее - энергосистема);

3) общие требования к планированию развития энергосистемы, планированию и управлению режимами работы энергосистем, организации и осуществлению оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативно-технологического управления;

4) общие условия взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в целях обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией;

5) общие системные требования к релейной защите и автоматике, линиям электропередачи, оборудованию электрических станций и сетей, электроустановкам потребителей электрической энергии как элементам энергосистемы, организации и осуществлению их эксплуатации, выполнение которых необходимо для обеспечения технологической совместимости указанных элементов энергосистемы, обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, обеспечения возможности надежной и безопасной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в ее составе.

Правила распространяются на:

1) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, которые владеют на праве собственности или ином законном основании входящими в состав энергосистемы объектами электросетевого хозяйства классом напряжения 35 киловольт и выше (для объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, - независимо от класса напряжения таких объектов) и (или) объектами по производству электрической энергии;

2) потребителей электрической энергии, энергопринимающие установки которых подключены под действие противоаварийной автоматики и (или) включены в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и мощности, и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими установками максимальной мощностью 5 мегаватт или более, изменение нагрузки энергопринимающих установок которых отнесено к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления;

3) системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

4) гарантирующих поставщиков, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, организации, осуществляющие экспортно-импортные операции по купле-продаже электрической энергии (мощности);

5) проектные организации.

В установленных Правилами случаях их действие распространяется и на иные субъекты электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Правительством РФ скорректирован порядок согласования технологической и аварийной брони (постановление Правительства РФ от 17.09.2018 № 1096).

Начало действия документа – 19.03.2019.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2018 № 1096 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части уточнения порядка согласования технологической и (или) аварийной брони» скорректирован порядок согласования технологической и аварийной брони.

В частности, устанавливаются единые (независимо от стадии определения аварийной и (или) технологической брони в рамках процедуры технологического присоединения или в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии) правила в части:

1) оснований определения величины аварийной и (или) технологической брони;

2) разрешения разногласий между сетевой организацией и потребителем относительно величины технологической и (или) аварийной брони;

3) требований, предъявляемых к электроприемникам аварийной брони.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Внесены изменения в законодательство РФ по вопросам стимулирования использования ВИЭ (постановление Правительства РФ от 27.09.2018 № 1145).

Документ вступил в силу  10.10.2018.

Постановлением Правительства РФ от 27.09.2018 № 1145 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии» внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования ВИЭ.

В частности:

1)                исключены требования по оснащению приборами учета электрической энергии каждого генерирующего объекта, входящего в состав электростанции;

2) уточнены требования к местам установки приборов учета для определения объемов производства электроэнергии на таких генерирующих объектах;

3) поставщику предоставлено право перераспределять объемы предоставляемой мощности между отобранными по итогам конкурсов генерирующими объектами в рамках одной компании с одинаковой датой начала исполнения обязательств по поставке мощности.

Таким образом, Правительство РФ скорректировало требования к проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ.

Ссылка на документ: Посмотреть

● В связи с увеличением ставки НДС до 20% Кабмин уточнил порядок применения тарифов на коммунальные услуги, в том числе электроснабжение (постановление Правительства РФ от 19.10.2018 № 1246).

Документ вступил в силу  22.10.2018.

Постановлением Правительства РФ от 19.10.2018 № 1246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что тарифы в первом полугодии очередного периода регулирования не могут превышать тарифы второго полугодия предшествующего периода по состоянию на 31 декабря. При этом НДС не учитывается.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Внесены изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики (постановление Правительства РФ от 03.11.2018 № 1308).

Документ вступил в силу 15.11.2018.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2018 № 1308 «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики и признании утратившим силу пункта «б» постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2014 г. № 165» внесены изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.09.2008  № 726.

К компетенции Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики отнесено,  в частности, рассмотрение предложений по вопросам, связанным с:

1) отбором мощности новых генерирующих объектов;

2) внесением изменений в перечень объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, к которым допускается осуществление технологического присоединения вновь присоединяемых энергопринимающих устройств потребителей на уровне напряжения ниже 110 кВ;

3) предложениями о базовом уровне цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО), надбавками к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии (мощности), устанавливаемой в целях достижения в субъектах РФ, входящих в состав ДФО, базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для субъектов РФ, входящих в состав ДФО, и размере средств, учитываемых при определении надбавки  к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии (мощности), устанавливаемой в целях достижения в субъектах РФ, входящих в состав ДФО, базовых уровней цен (тарифов)  на электрическую энергию (мощность) для субъектов РФ, входящих в состав ДФО;

4) определением долгосрочного прогноза спроса на электрическую энергию (мощность);

5) утверждением проектов генеральных схем размещения объектов электроэнергетики;

6) отбором проектов по реконструкции тепловых электростанций (техническому перевооружению, модернизации);

7) развитием и внедрением цифровых технологий в электроэнергетике;

8) реализацией пилотных проектов в электроэнергетике, в том числе в части поддержки внедрения головных образцов генерирующего оборудования.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Установлены особенности осуществления проверок в рамках государственного энергетического надзора с применением риск-ориентированного подхода (постановление Правительства РФ от 30.11.2018 № 1445).

Документ вступил в силу  30.11.2018.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2018 № 1445 «О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора» внесены изменения в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 610.

В частности, установлены особенности осуществления проверок в рамках государственного энергетического надзора с применением риск-ориентированного подхода.

В целях применения при осуществлении государственного надзора риск-ориентированного подхода субъекты электроэнергетики, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители электрической энергии подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Отнесение субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется на основании критерия тяжести негативных последствий несоблюдения обязательных требований.

Проведение плановых проверок в отношении субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной им определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

1) для категории высокого риска – не чаще одного раза в 1 год;

2) для категории значительного риска – не чаще одного раза в 2 года;

3) для категории среднего риска – не чаще одного раза в 3 года;

4)  для категории умеренного риска – не чаще одного раза в 5 лет.

Плановые проверки субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, не проводятся.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение в году проведения проверки указанного выше периода начиная со дня:

1)  получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организацийв порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;

2) присвоения в установленном порядке деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии определенной категории риска;

3)  окончания проведения последней плановой проверки.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Правительство РФ перенесло сроки проведения конкурентного отбора мощности на 2022 год на 1 мая 2019 года (постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1525).

Документ вступил в силу  14.12.2018.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1525 внесены изменения в Правила определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.04.2010 № 238, а также в Правила оптового рынка электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172.

В частности, Правительство РФ перенесло сроки проведения конкурентного отбора мощности на 2022 год на 1 мая 2019 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

● За Минэнерго России закреплены полномочия по  осуществлению лицензирования энергосбытовой деятельности (постановление Правительства РФ от 27.12.2018 № 1694).

Документ вступил в силу  06.01.2019.

Федеральным законом от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности», введен механизм лицензирования энергосбытовой деятельности.

Согласно положениям указанного Федерального закона лицензирование энергосбытовой деятельности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с указанными положениями Федерального закона постановлением Правительства РФ от 27.12.2018 № 1694 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400» Минэнерго России наделяется полномочиями по осуществлению лицензирования энергосбытовой деятельности и по  контролю за соблюдением лицензионных требований к осуществлению энергосбытовой деятельности.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утвержден комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 19.04.2018 №703-р).

Документ вступил в силу  24.04.2018.

Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2018 № 703-р утвержден комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации. План предусматривает реализацию мероприятий, обеспечивающих повышение энергетической эффективности экономики Российской Федерации, в отношении предприятий промышленности, регулируемых организаций, организаций с государственным участием, организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов. Мероприятия Плана направлены на обеспечение модернизации основных фондов, на увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем до 1,5 процента в год. В отношении регулируемых инфраструктурных организаций планом предусмотрена реализация мероприятий по снижению потерь энергетических ресурсов как при их потреблении, так и в ходе транспортировки.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Обновлены нормативы потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций (приказ Минэнерго России от 26.09.2017 № 887).

Документ вступил в силу 01.04.2018.

Приказом Минэнерго России от 26.09.2017 № 887 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций» обновлены нормативы потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций.

Был признан утратившим силу приказ Минэнерго России от 30.09.2014 № 674, которым были установлены ранее действовавшие нормативы потерь.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждена методика расчета показателей готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (приказ Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233).

Документ вступил в силу  25.02.2018.

Методика применяется Минэнерго России для оценки готовности субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, к работе в отопительный сезон.

Оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон проводится Минэнерго России на основании данных о выполнении субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон, установленных разделом IV Правил оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543.

Оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон включает в себя определение индекса готовности на основании расчетов, проводимых в соответствии с методикой, и результаты работы комиссии по оценке выполнения условий готовности в случае достижения установленной величины специализированных индикаторов при проведении мониторинга готовности.

Индекс готовности объекта или субъекта электроэнергетики принимает значения в диапазоне от 0 (наихудшее значение) до 1 (наилучшее значение) с точностью до второго знака после запятой.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Внесены изменения в расчет размера расходов, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям (приказ ФАС России от  11.01.2018 № 26/18).

Документ вступил в силу  26.06.2018.

Приказом ФАС России от 11.01.2018 № 26/18 «О внесении изменении в приложение № 1 и приложение № 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 года № 215-э/1»,  внесены изменения в расчет размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей  15 кВт и до 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение.

Данные расходы подлежат компенсации за счет тарифов на услуги по передаче электроэнергии.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Принят Административный регламент Минэнерго России по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (приказ Минэнерго России от 07.03.2018 № 133).

Документ вступил в силу  15.06.2018.

Приказом Минэнерго России от 07.03.2018 № 133 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» утвержден соответствующий Административный регламент Минэнерго России.

В соответствии с регламентом заявителями на предоставление данной государственной услуги в числе прочих являются: 1) субъекты электроэнергетики, предусматривающие в инвестиционной программе строительство (реконструкцию, модернизацию и (или) техническое перевооружение) объектов (энергоблоков) атомных электростанций; 2)  субъекты электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждены Минэнерго России, в случае необходимости внесения изменений в такие инвестиционные программы.

Обновлен также состав документов, представляемых в Минэнерго России для получения государственной услуги. Установлен новый срок предоставления государственной услуги – 63 календарных дня (для отдельных случаев предусмотрены иные сроки). Начало срока определяется датой размещения Минэнерго России уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы. Ранее максимальный срок составлял 150 дней. В приложениях к регламенту приведены формы документов, используемых в процессе предоставления государственной услуги.

Признан утратившим силу Приказ Минэнерго России от 19.12.2011 № 606/1, которым был утвержден ранее действовавший административный регламент.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Внесены изменения в расчет тарифов, направленные на обеспечение равенства регулируемых цен (тарифов) на электроэнергию (мощность) на розничных рынках для всех потребителей услуг, расположенных на территориях 2 и более субъектов РФ и принадлежащих к одной группе (категории) (приказ ФАС России от 29.03.2018 № 402/18).

Документ вступил в силу  23.04.2018.

Приказ ФАС России от 29.03.2018 № 402/18 «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 16 сентября 2014 г. № 1442-э» был разработан во исполнение пункта 2 постановления Правительства РФ от 04.12.2017 № 1468 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.2017 № 1468 при наличии согласования между высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) расчет цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с использованием необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории указанных субъектов Российской Федерации, и соответствующих объемов оказываемых услуг.

В связи с этим приказом ФАС России от 29.03.2018 № 402/18 установлено, что при наличии предусмотренного пунктом 10(1) Основ ценообразования согласования между высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) расчет цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей и (или) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется с использованием показателей цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории указанных субъектов Российской Федерации.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Минэнерго России утверждены формы отчетов сетевых организаций о реализации инвестиционных программ (приказ Минэнерго России от 25.04.2018 № 320).

Документ вступил в силу  23.07.2018.

Приказом Минэнерго России от 25.04.2018 № 320 «Об утверждении форм раскрытия сетевой организацией информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах, указанной в абзацах втором - пятом, седьмом и девятом подпункта ж(1) пункта 11 стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24, правил заполнения указанных форм и требований к форматам раскрытия сетевой организацией электронных документов, содержащих информацию об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах», утверждены формы отчетов сетевых организаций о реализации инвестиционных программ.

Приказом, в частности, установлены формы отчета об исполнении плана финансирования капитальных вложений по источникам финансирования инвестиционных проектов инвестиционной программы; отчета об исполнении плана освоения капитальных вложений по инвестиционным проектам инвестиционной программы; отчета об исполнении плана ввода основных средств по инвестиционным проектам инвестиционной программы и ряд иных отчетов.

В приложении к приказу приводятся подробные указания по заполнению каждой из утвержденных форм отчетов.

Указывается также, что раскрытие информации осуществляется в электронной форме; файлы электронных документов формируются сетевой организацией в формате электронных таблиц «xlsx» (Microsoft Exсel) в соответствии с формами раскрытия сетевой организацией информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах, утверждаемыми Минэнерго России. Шаблоны электронных документов размещаются на официальном сайте Минэнерго России в сети «Интернет». Каждый файл электронного документа должен содержать информацию о реализации инвестиционной программы, подготовленную сетевой организацией в соответствии с не более чем одной формой раскрытия информации. Информация направляется сетевыми организациями в формате архивных файлов «ZIP».

Ссылка на документ: Посмотреть

● Скорректирован механизм расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов (приказ ФАС России от 22.05.2018 № 678/18).

Документ вступил в силу  29.06.2018.

Приказом ФАС России от 22.05.2018 № 678/18 «О внесении изменений в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденные Приказом ФАС России от 21 ноября 2017 г. № 1554/17», в частности, был обновлен порядок расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков (ГП) для подгруппы «менее 670 кВт» группы «прочие потребители» на 2-е полугодие 2018 г.:

1) в случае если удельная величина необходимой валовой выручки ГП группы «прочие потребители» на 2-е полугодие 2018 г. для подгруппы «менее 670 кВт» не превышала размер необходимой валовой выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для подгруппы «не менее 10 МВт» группы прочие потребители на 2018 год более чем в 3 раза, и размер необходимой валовой выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для подгруппы «не менее 10 МВт», на 2-е полугодие 2018 года не превышал размер необходимой валовой выручки ГП группы «прочие потребители» на 2-е полугодие 2018 г. для подгруппы «менее 670 кВт»;

2) в случае если величина нормативной валовой выручки ГП для подгруппы «не менее 10 МВт» на 2-е полугодие 2018 года превышала величину нормативной валовой выручки ГП для подгруппы «от 670 кВт до 10 МВт», на 2-е полугодие 2018 года, но не превышала величину нормативной валовой выручки ГП для подгруппы «менее 670 кВт», на 2-е полугодие 2018 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Установлена процедура рассмотрения комиссией ФАС России споров и разногласий, связанных с установлением или применением цен (тарифов) (приказ ФАС России от 19.06.2018 № 827/18).

Документ вступил в силу  24.08.2018.

Приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18 «Об утверждении регламента деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров», установлена процедура рассмотрения комиссией ФАС России споров и разногласий, связанных с установлением или применением цен (тарифов).

Регламент деятельности ФАС России по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением или применением цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий, утвержден в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 № 533.

В целях рассмотрения споров создается комиссия ФАС России в количестве не менее 5 человек. Состав комиссии утверждается приказом руководителя ФАС России. Регламентированы процесс проведения заседаний комиссии и порядок рассмотрения споров, виды принимаемых решений.

Также утверждены формы заявлений о рассмотрении споров (разногласий) и решения комиссии.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Обновлен порядок и срок рассмотрения ФАС России дел об установлении регулируемых цен (тарифов) или их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) (приказ ФАС России от 19.06.2018 № 834/18).

Документ вступил в силу 31.12.2018.

Приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», предусмотрено, что рассмотрение дела об установлении регулируемых цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании заявления регулируемой организации об установлении регулируемых цен (тарифов) с приложением обосновывающих материалов.

В решении органа исполнительной власти в области регулирования тарифов приводятся, помимо прочего: цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по субъекту РФ; балансовые показатели планового объема полезного отпуска электрической энергии, используемые при расчете цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по субъекту РФ; единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта РФ, поставляемой прочим потребителям; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения.

Также устанавливаются особенности рассмотрения вопросов, связанных с установлением платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Утратившим силу признается приказ ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Установлен комплекс мер по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергетических систем и объектов электроэнергетики (приказ Минэнерго России от 12.07.2018 № 548).

Документ вступил в силу  21.11.2018.

Приказом Минэнерго России от 12.07.2018 № 548 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики» установлен комплекс мер по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергетических систем и объектов электроэнергетики.

Положения Правил распространяются на:

1) системного оператора, иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных электроэнергетических системах;

2) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;

3) потребителей электрической энергии, энергопринимающие установки которых подключены под действие противоаварийной автоматики и (или) включены в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и мощности;

4) потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими установками максимальной мощностью 5 МВт или более, изменение нагрузки энергопринимающих установок которых отнесено к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Правилами установлены, в частности:

1) требования к инструкциям по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима;

2) механизмы предотвращения и ликвидации недопустимых отклонений частоты электрического тока;

3) перечень мер по предотвращению и ликвидации недопустимых отклонений напряжения;

4) механизмы предотвращения и ликвидации перегрузки линий электропередачи, электросетевого оборудования и контролируемых сечений;

5) порядок ликвидации нарушений нормального режима при отключении линий электропередачи;

6) порядок ликвидации неполнофазных, асинхронных режимов и режимов синхронных качаний в электрической сети;

7) механизмы восстановления нормального режима после разделения энергосистемы;

8) порядок ликвидации нарушений в главных схемах электрических станций и подстанций;

9) порядок действия по предотвращению и ликвидации нарушений в схемах собственных нужд подстанций и электрических станций;

10) перечень мер по предотвращению и ликвидации нарушений в электрических сетях напряжением 35 кВ и ниже;

11) особенности ликвидации нарушений нормального режима при отказах средств связи.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждена обновленная статистическая форма № 46-ЭЭ (передача), по которой подаются сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей (приказ Росстата от 05.09.2018 № 543).

Документ вступил в силу  05.09.2018.

Приказом Росстата от 05.09.2018 № 543 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики» утверждена обновленная статистическая форма № 46-ЭЭ (передача), по которой подаются сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей.

Указанная форма действует: месячная – с отчета за август 2018 года; годовая – с отчета за 2018 год.

Форму предоставляют Федеральной антимонопольной службе юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства - сетевые организации, осуществляющие оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии (мощности); ПАО «ФСК ЕЭС».

Сроки предоставления – 25 числа после отчетного месяца, 10 февраля – за отчетный год.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Внесены изменений в Методические указания № 1442-э по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) и на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей (приказ ФАС России от 12.10.2018 № 1413/18).

Документ вступил в силу 27.11.2018.

Приказом ФАС Россииот 12.10.2018 № 1413/18 внесены изменения в Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденные приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э.

В частности, указанными изменениями скорректированы формулы расчета тарифа на электрическую энергию (мощность) для населения в пределах социальной нормы, дифференцированного как по двум, так и по трем зонам суток, формулы расчета тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению сверх социальной нормы потребления, и формулы расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы.

Кроме того, до значения «4,0» увеличен максимальный размер коэффициента, характеризующего темпы приведения дифференцированных по зонам суток тарифов для населения к единым границам соотношения с одноставочными тарифами на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждено положение о комиссии по оценке выполнения условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (приказ Минэнерго России от 17.10.2018 № 894).

Документ вступил в силу 27.11.2018.

Утвержденное приказом Минэнерго России Положение определяет основные задачи, порядок работы и формирования комиссии по оценке выполнения условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее – Комиссия).

Положением установлено, что основанием для формирования Комиссии является достижение установленной величины специализированных индикаторов для групп условий готовности объектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

Целью формирования Комиссии является оценка выполнения условий готовности по результатам проведения мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон в случае достижения установленной величины специализированных индикаторов.

В Положении обозначены следующие полномочия Комиссии:

1) проводить оценку выполнения условий готовности (групп условий готовности);

2) запрашивать у уполномоченных лиц субъекта электроэнергетики документы и пояснения в устном и письменном виде, подтверждающие достоверность исходной информации;

3) осуществлять на месте фактического нахождения объекта электроэнергетики, субъекта электроэнергетики оценку выполнения условий готовности;

4) рекомендовать субъектам электроэнергетики проведение мероприятий, направленных на устранение выявленных в процессе работы Комиссии нарушений, приведших к изменению оценки выполнения показателей готовности, условий готовности, групп условий готовности и достижению установленной величины специализированных индикаторов.

Продолжительность работы Комиссии не может превышать пяти рабочих дней. Итоги работы Комиссии оформляются протоколом, содержащим: заключение о результатах проверки исходной информации; результаты перерасчета в соответствии с методикой оценки выполнения условий готовности (групп условий готовности) по результатам проверки исходной информации.

Протокол может содержать перечень рекомендуемых мероприятий. Копия протокола направляется субъекту электроэнергетики в течение трех рабочих дней после его подписания всеми членами Комиссии.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Определен порядок корректировки графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в период их действия (приказ Минэнерго России от 18.10.2018 № 898).

Документ вступил в силу 26.11.2018.

Приказом Минэнерго России от 18.10.2018 № 898 «О внесении изменений в Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденные Приказом Минэнерго России от 6 июня 2013 г. № 290» устанавливается, что в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления, решение о необходимости внесения изменения в утвержденные графики аварийного ограничения принимается диспетчерским центром или сетевой организацией, являющейся первичным получателем команд об аварийных отключениях, по согласованию со штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, созданным в соответствующем субъекте РФ.

При получении от диспетчерского центра или сетевой организации, являющейся первичным получателем команд об аварийных ограничениях, такого решения штаб по обеспечению безопасности электроснабжения обязан в течение 5 рабочих дней рассмотреть его и в письменной форме уведомить диспетчерский центр или сетевую организацию о согласовании решения или об отказе в его согласовании с указанием причин такого отказа.

Утвержденные изменения в графики аварийного ограничения направляются в течение 3 календарных дней в диспетчерский центр соответствующим вторичным получателям команд об аварийных ограничениях, гарантирующим поставщикам (энергосбытовым, энергоснабжающим организациям), а также доводятся до потребителей в течение 5 календарных дней со дня их утверждения, но не позднее чем за 2 календарных дня до введения таких изменений в действие.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утвержден национальный стандарт, устанавливающий единую форму паспорта воздушных линий электропередачи (ГОСТ Р 58087-2018).

Документ введен в действие с 1 декабря 2018 года.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58087-2018 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Электрические сети. Паспорт воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше».

Стандарт разработан АО «Техническая инспекция ЕЭС» (дочерняя компания АО «СО ЕЭС») по Программе национальной стандартизации в рамках деятельности технического комитета по стандартизации ТК 016 «Электроэнергетика».

Стандарт ГОСТ Р 58087-2018 устанавливает форму и содержание паспорта воздушных линий (ВЛ) электропередачи, который позволяет документировать параметры технического состояния ВЛ электропередачи и ее основных элементов, а также требования к составлению, ведению и хранению паспорта ВЛ электропередачи.

Документ предназначен для применения в организациях, владеющих или эксплуатирующих ВЛ электропередачи напряжением 35 кВ и выше, в том числе воздушные участки кабельно-воздушных линий электропередачи.

Национальный стандарт ГОСТ Р 58087-2018 утвержден приказом Росстандарта от 20.03.2018 № 141‑ст.

Ссылка на документ: Посмотреть

● На 2019 год установлены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую населению (приказ ФАС России от 12.11.2018 № 1544/18).

Документ вступил в силу  22.12.2018.

Приказом ФАС России от 12.11.2018 № 1544/18 установлены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность) на 2019 год, поставляемую населению.

Предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установлены раздельно для каждого субъекта РФ с разбивкой на 1-е и 2-е полугодие 2019 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Внесены изменения в Методику расчета тарифов на электроэнергию и услуги по ее передаче для населения и приравненных к нему категорий потребителей (приказ ФАС России от 12.11.2018 № 1545/18).

Документ вступил в силу  21.12.2018.

Приказом от 12.11.2018 № 1545/18 «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденные приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э», ФАС России внесла изменения в Методику расчета тарифов на электроэнергию и услуги по ее передаче для населения и приравненных к нему категорий потребителей, чтобы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов могли учесть изменение ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Установлены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую потребителям на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2019 год (приказ ФАС России от 12.11.2018 № 1546/18).

Документ вступил в силу  22.12.2018.

Приказом ФАС России от 12.11.2018 № 1546/18 установлены и введены в действие с 1 января 2019 года предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2019 год, в среднем по субъекту РФ.

Уровни тарифов установлены с разбивкой по субъектам РФ раздельно на первое и на второе полугодие 2019 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

● С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, касающиеся уплаты налога на имущество организаций (информация ФНС России «О порядке налогообложения объектов недвижимости организаций с 2019 года»).

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, касающиеся уплаты налога на имущество организаций.

С указанной даты:

- из объектов налогообложения исключается движимое имущество;

- с 1,9 до 2,2% увеличиваются предельные налоговые ставки в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;

- к субъектам РФ, в которых установлен порядок налогообложения исходя из кадастровой стоимости, добавятся еще четыре: Республика Чувашия, Иркутская, Курская и Смоленская области;

- начиная с отчетности за первый квартал 2019 года необходимо представлять налоговые расчеты по новым формам.

Для централизации представления налоговых расчетов рекомендовано ознакомиться с разъяснениями ФНС России в письме от 21.11.2018 N БС-4-21/22551@.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждены индикативные цены на электрическую энергию и на мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, в которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков на 2019 год (приказ ФАС России от 06.12.2018 № 1711/18).

Начало действия документа – 07.01.2019.

Вышеуказанным приказом ФАС России утвердила индикативные цены на электрическую энергию и мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, в которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков на 2019 год, с разбивкой по субъектам РФ и полугодиям 2019 года. 

Расчеты были выполнены на основе показателей Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2019 год, утвержденного ФАС России, исходя из расчетных тарифов на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок генерирующими объектами, на 2019 год.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год (приказ ФАС России от 13.12.2018 № 1764/18).

Начало действия редакции – 09.01.2019.

Приказом ФАС России от 13.12.2018 № 1764/18 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год» определены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2019 год с разбивкой по субъектам РФ.

Ссылка на приказ: Посмотреть

● Утверждены интервалы тарифных зон суток для потребителей на 2019 год (приказ ФАС России от 19.12.2018 № 1817/18).

Начало действия документа – 08.01.2019.

Приказ ФАС России от 19.12.2018 № 1817/18 «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для потребителей на 2019 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий)» разработан во исполнение пункта 74 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1178 интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются ФАС России.

Интервалы тарифных зон суток для потребителей на 2019 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий) указаны в приложении к настоящему приказу по объединённым энергетическим системам и субъектам РФ.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год (приказ ФАС России от 19.12.2018 № 1819/18*).

Начало действия документа – 11.01.2019.

Приказом ФАС России от 19.12.2018 № 1819/18 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год»определены:

1) предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на основании данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках заявления об установлении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2019 год, без учета в составе НВВ территориальных сетевых организаций расходов на инвестиции, c учетом анализа использования инвестиционных средств и с учетом средств, подлежащих дополнительному учету и (или) исключению в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1178;

2) предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на основании данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках заявления об установлении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2019 год без учета в составе НВВ территориальных сетевых организаций расходов на инвестиции.

Расчетная величина перекрестного субсидирования при расчете предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии учтена в размере, не превышающем предельную величину перекрестного субсидирования согласно приложению № 6 Основ ценообразования № 1178.

Следует отметить, что данные уровни тарифов могут быть превышены за счет включения расходов на исполнение инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, утвержденных в установленном порядке.

* - внесены изменения приказом ФАС России от 25.12.2018 № 1858/18 в строку № 75 приложения № 1.

Ссылка на документ: Посмотреть

 


Понравилась новость ? Расскажите друзьям !