Обзор изменений законодательства в сфере электроэнергетики (29.04.2019-05.05.2019)

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

(29.04.2019 – 05.05.2019)

Обзор подготовлен при участии информационно – консалтинговой группы Electricalnet.Ru

● 01.05.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ от 19.04.2019 № 470, которым утверждена форма типового соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту.

Постановлением Правительства РФ от 19.04.2019 № 470 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» вводится в действие с 01.05.2019 форма типового соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту.

Указанное соглашение заключается заявителем (лицом, подавшим заявку об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств) и сетевой организацией, в которую подана соответствующая заявка.

Соглашение о порядке взаимодействия заключается до дня заключения договора о технологическом присоединении и должно содержать положения по взаимодействию сторон при разработке индивидуальных технических условий и проектной документации, а также устанавливать ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения о порядке взаимодействия.

Установлены правила и сроки согласования сторонами проекта указанного соглашения.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 30.04.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 г. № 1135/17».

Проект приказа ФАС России предусматривает исключение из Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям положений, касающихся установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, максимальная мощность которых не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ, а также объектов по производству электрической энергии.

Проектом приказа уточняется, что при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту стоимость мероприятий «последней мили» определяется по стандартизированным тарифным ставкам.

Устанавливается, что в отношении расходов на строительство (реконструкцию) объектов электроэнергетики стоимость мероприятий ограничивается укрупненными нормативами цены объектов капитального строительства электроэнергетики в случае, если в отношении объектов электроэнергетики, предусмотренных такими мероприятиями, утверждены укрупненные нормативы цены.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/04-19/00091078

Ссылка на проект: Посмотреть

● 30.04.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах».

Проект приказа определяет основные положения расчета регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на функционирующих на основе ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах, и предназначенных для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, производителями электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на функционирующих на основе ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах, гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), осуществляющими деятельность в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Проект приказа предусматривает порядок расчета одноставочных тарифов и одноставочных тарифов, которые дифференцированы по 2-м и 3-м зонам суток, а также трехставочных тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям на территориях, не связанных с ЕЭС России.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/04-19/00091063

Ссылка на проект: Посмотреть

● За нарушение обязанности по контролю показателей качества электрической энергии ПАО «МРСК Центра» оштрафовано на 100 тыс. руб.

Постановлением (размещено на сайте ФАС России 29.04.2019) Ярославское УФАС привлекло ПАО «МРСК Центра» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 тыс. руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении ПАО «МРСК Центра» требований п. 3 и 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Ярославским УФАС установлено, что ПАО «МРСК Центра» на основании письменного обращения потребителя произвело измерение значений и нагрузок при оценке состояния электросетевого оборудования без соблюдения временного интервала, предусмотренного ГОСТ 33073-2014, а именно продолжительность непрерывного измерения показателей качества электроэнергии составила менее одних суток.

Также ПАО «МРСК Центра» не были соблюдены п. 41, 44 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 15.04.2014 № 186, в части обязанности сетевой организации рассмотреть обращение потребителя по существу в течение 30 дней с момента его получения. Вместе с тем, в течение 30 дней с момента получения жалобы потребителя ПАО «МРСК Центра» не установило обоснованность (необоснованность) заявления о нарушении прав потребителя, не определило меры, направленные на восстановление нарушенного права. Мероприятие, определяющее обоснованность (необоснованность) заявления потребителя, – измерение значений напряжений и нагрузок при оценке состояния электросетевого оборудования, – было проведено ПАО «МРСК Центра» за сроками, отведенными для рассмотрения заявления по существу.

Ярославское УФАС пришло к выводу, что ПАО «МРСК Центра» своими действиями по нарушению пунктов 3 и 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившимися в несоблюдении временного интервала при измерении значений напряжений и нагрузок при оценке состояния электросетевого оборудования, а также по несоблюдению порядка рассмотрения обращения потребителя, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

 АО «Прионежская сетевая компания» оштрафовано на 300 тыс. руб. за нарушение правил технологического присоединения.

29.04.2019 Карельское УФАС России наложило на АО «Прионежская сетевая компания» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 тыс. руб.

Как следует из постановления УФАС, АО «ПСК» к установленному Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (пункт 16 Правил), и договором сроку не выполнило мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями, не осуществило фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя после составления акта о выполнении заявителем технических условий, а также не выдало документы о технологическом присоединении, нарушив порядок их составления.

При этом Карельское УФАС учло наличие факта выполнения АО «ПСК» обязательств по договору технологического присоединения на дату вынесения постановления и смягчило назначенное сетевой организации наказание до 300 тыс. руб. вместо 600 тыс. руб.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● ПАО «Самараэнерго» исполнило предупреждение антимонопольного органа и ввело антимонопольный комплаенс.

29-04-2019

ПАО «Самараэнерго» исполнило предупреждение, выданное ранее Самарским УФАС России. Предупреждение было выдано в связи с наличием признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях общества (навязывание контрагенту условий договора, не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами).

Поводом для разбирательства послужило обращение ООО «Самэнерго», согласно которому в августе 2018 года ПАО «Самараэнерго» направило в адрес заявителя оферту договора на оказание услуг по передаче электроэнергии в интересах потребителей. Позднее ООО «Самэнерго» направило в адрес ПАО «Самараэнерго» подписанный договор по передаче электрической энергии и протокол разногласий. В свою очередь, ПАО «Самараэнерго» ответным письмом приняло часть пунктов в редакции ООО «Самэнерго», но оставшиеся пункты предложило оставить в редакции ПАО «Самараэнерго».

Позднее ООО «Самэнерго» обратилось с заявлением в антимонопольный орган.

По результатам рассмотрения всех документов и сведений Самарским УФАС России было установлено, что ПАО «Самараэнерго» является гарантирующим поставщиком и включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности Приказом ФСТ от 21 мая 2007 года под регистрационным номером 63/01.

ПАО «Самараэнерго» осуществляет продажу электрической энергии потребителям на территории Самарской области и занимает доминирующее положение на локальном рынке в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика (за 2018 год).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

По результатам рассмотрения и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ПАО «Самараэнерго» было выдано предупреждение о необходимости прекращения навязывания заявителю условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

ПАО «Самараэнерго» исполнило предупреждение в установленный срок в полном объеме, а также уведомило антимонопольный орган о введении антимонопольного комплаенса.

Справочно: Антимонопольный комплаенс – это система мер и процедур, направленных на предупреждение и минимизацию антимонопольных рисков.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд указал, что прекращение права потребителя на использование объектов электросетевого хозяйства, посредством которых обеспечивается поступление электрической энергии на его энергопринимающие устройства, не является основанием для введения ограничения режима потребления электроэнергии (определение ВС РФ от 29.04.2019 № 301-ЭС19-4610).

Основной вывод: Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила ввода ограничения № 442), не содержат в качестве оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии прекращение права потребителя на использование объектов электросетевого хозяйства, посредством которых обеспечивается поступление электрической энергии на его энергопринимающие устройства.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»);

- субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»);

- в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством РФ утверждены Правила ввода ограничения № 442, которые содержат закрытий перечень оснований для ввода ограничения режима потребления электроэнергии (пункт 2 Правил ввода ограничения № 442);

- запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Апелляция признала законным постановление Удмуртского УФАС России.

30-04-2019

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда признано законным постановление Удмуртского УФАС России, вынесенное в отношении сетевой организации ООО «Технология» по ст. 9.15 КоАП РФ.

Удмуртским УФАС России при осмотре сайта ООО «Технология» установлено, что в полном объеме информация, указанная в Стандартах раскрытия информации, на официальном сайте не раскрыта.

В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов электроэнергетики раскрытие информации в случае ее фактического отсутствия подразумевает размещение сведений об отсутствии и причинах отсутствия такой информации (письмо ФАС России от 17.06.2013 № ЦА/23366/13).

Аналогичные выводы содержатся в судебной практике (например, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.09.2015 по делу №А45-2920/2015).

В связи с установлением состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ (нарушение стандартов раскрытия информации субъектами электроэнергетики), Управление вынесло в отношении Общества постановление о выдаче предупреждения (с учетом совершения правонарушения впервые и нахождения в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства).

Не согласившись с постановлением, ООО «Технология» обжаловало его в судебном порядке.

Арбитражные суды двух инстанций подтвердили правильность постановления по административному делу.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

 


Понравилась новость ? Расскажите друзьям !