Обзор изменений законодательства в сфере электроэнергетики (26.08.2019-01.09.2019)

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

(26.08.2019 – 01.09.2019)

Обзор подготовлен при участии информационно-консалтинговой группы Electricalnet.Ru

Для первой и второй ценовых зон (группы зон свободного перетока) определены значения планового коэффициента резервирования на 2022 – 2024 годы (приказ Минэнерго России от 01.08.2019 № 807).

Приказом Минэнерго России от 01.08.2019 № 807 «Об утверждении значений планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2022 - 2024 годы» определены значения планового коэффициента резервирования на 2022 – 2024 годы для первой и второй ценовых зон (группы зон свободного перетока).

Для первой ценовой зоны (группы зон свободного перетока) коэффициент установлен на уровне 18,4, для второй – 18,0.

Плановый коэффициент используется при проведении конкурентного отбора мощности для соответствующей зоны (группы зон).

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 28.08.2019 за № 55774.

Начало действия документа – 09.09.2019.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Минэнерго России проводит конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Республике Хакасия (приказ Минэнерго России от 26.08.2019 № 895).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ 04.05.2012 № 442, Минэнерго России на основании приказа от 26.08.2019 № 895 проводит конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия.

Основным критерием выбора нового гарантирующего поставщика является погашение полностью, либо частично задолженности предыдущей организации, утратившей статус гарантирующего поставщика, перед поставщиками оптового рынка, в размере 296 177 744,36 руб.

Прием заявок по новым конкурсам будет осуществляться с 28 августа 2019 по 4 сентября 2019, в Минэнерго организован единый центр приема заявок на участие в конкурсе.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

26.08.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в приложение № 12 к государственной программе Российской Федерации «Развитие энергетики».

Минэнерго России разработан проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в приложение № 12 к государственной программе Российской Федерации «Развитие энергетики», предусматривающий внесение изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и г. Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня, являющиеся приложением 12 к государственной программе Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 321.

Проект постановления разработан в целях синхронизации с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

С целью корректного учета динамики экономически обоснованных расходов территориальных сетевых организаций Республики Крым и города Севастополя предполагается уточнить условие установления в указанных субъектах Российской Федерации экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе с учетом компенсации расходов на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт и до 150 кВт, не включаемых в плату за технологическое присоединение (льготное технологическое присоединение), расходов на инвестиции, связанных с фактическим осуществленным технологическим присоединением и не включенных в утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы, а также иных экономически обоснованных расходов и недополученных доходов при корректировке необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций.

Кроме того, проектом постановления предлагается уточнить условие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на уровне не ниже предельного максимального уровня, утвержденного ФАС России, в отношении соответствующих тарифов для населения с учетом их дифференциации по группам и объемам потребления.

По предварительной оценке Минэнерго России и ФАС России, принятие проекта постановления потребует увеличения в 2020 – 2022 годах средств федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам Республики Крым и г. Севастополя в целях компенсации выпадающих доходов территориальных сетевых организаций Республики Крым и г. Севастополя, вызванных установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже их экономически обоснованного уровня:

в 2020 году – на 62,17 млн. рублей (в федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы на 2020 год запланировано 3 523,55 млн. рублей);

в 2021 году – на 1 480,27 млн. рублей (в федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы на 2021 год запланировано 1 218,10 млн. рублей);

в 2022 году – на 552,28 млн. рублей (в проекте федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на 2022 год запланировано 1 218,10 млн. рублей).

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/08-19/00094311

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

27.08.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172».

Проект постановления разработан в целях уточнения механизма подтверждения выполнения установленных в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности № 1172 требований по локализации для каждого из мероприятий по модернизации, указанных в отношении соответствующего генерирующего объекта в перечне, утвержденном Правительством РФ на основании результатов отбора проектов модернизации.

Разработчик – Минпромторг России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/08-19/00093689

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

28.08.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа ФАС России «Об утверждении порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов».

В связи с принятием Федерального закона от 02.08.2019 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», которым исключается возможность самостоятельно принимать решения о превышении предельных уровней цен (тарифов) (либо об установлении ниже минимального уровня тарифов) без согласования с ФАС России, ФАС России разработан проект приказа, устанавливающий новый Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Новым проектом Порядка установлено, что основанием для рассмотрения вопроса о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, является официальное заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, направленное в ФАС России в срок до 30 ноября года, предшествующего периоду регулирования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Основ ценообразования № 1178.

Проектом также устанавливается перечень документов, которые органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов необходимо приложить к вышеуказанному заявлению.

В случае отсутствия каких-либо документов, прилагаемых к заявлению, заявление к рассмотрению не принимается и возвращается заявителю в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в ФАС России с указанием причин возврата.

Решение по результатам рассмотрения заявления принимается ФАС России не позднее 30 рабочих дней со дня принятия его к рассмотрению. По результатам рассмотрения заявления ФАС России принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов).

Проект приказа признает утратившим силу Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденный приказом ФСТ России от 07.12.2004 № 236-э.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/08-19/00093926

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

28.08.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа ФАС России «Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) по субъектам Российской Федерации».

Проект приказа разработан в целях систематизации и оптимизации процессов формирования и утверждения сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) по субъектам Российской Федерации, а также приведение его в соответствии с нормативными правовыми актами в электроэнергетике.

Проектом установлено, что сводный прогнозный баланс формируется в рамках ЕЭС России и технологически изолированных энергетических систем по субъектам Российской Федерации.

Итоговые балансовые решения в части определения в прогнозном балансе объемов поставки (покупки) электрической энергии и мощности принимаются не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования.

Сводный прогнозный баланс формируется на год и утверждается ФАС России с определением прогнозных объемов продажи (покупки) электрической энергии и мощности субъектов ОРЭМ в зарегистрированных в соответствии с Правилами оптового рынка группах точек, по которым осуществляется продажа (покупка) электрической энергии и мощности на ОРЭМ, а также объемов продажи (покупки) электрической энергии и мощности субъектов технологически изолированных энергетических систем.

Проект приказа признает утратившим силу Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и Порядок определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденные приказом ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/07-19/00093482

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

29 августа на заседании Правительства РФ принят к сведению доклад руководителя ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации».

29 августа на заседании Правительства РФ с ежегодным докладом «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» выступил руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев.

Доклад, в частности, содержит оценку ФАС России состояния конкуренции и имеющихся проблем, в том числе в сфере электроэнергетики.

И.Ю. Артемьев говорил о многих позитивных чертах, которые достигнуты в рассматриваемой области правоотношений. Например, это принятие федеральных поправок в закон об электроэнергетике и акты Правительства, которые не позволяют повышать тариф больше сверх установленного лимита, если нет согласия Антимонопольной службы и признания того, что тариф экономически действительно обоснован.

Также И.Ю. Артемьев указал на ряд сложностей, возникших с принятием закона об основах регулирования тарифов. Закон получил отрицательное заключение Государственно-правового управления Администрации Президента. В настоящее время Закон дорабатывается.

«Мы сейчас делаем грандиозную реформу тарифного регулирования. Сегодня мы говорили о том, что переходим на долгосрочные, десятилетние тарифы и даже в некоторых случаях можем думать о переходе на двадцатилетние тарифы. По принципу «инфляция минус». Это даёт стабильности компаниям, огромный инвестиционный и кредитный ресурс. Это изменяет всю ситуацию сразу, потому что даёт все необходимые элементы предсказуемости политики государства с точки зрения финансовых средств компаний. Под это можно брать кредиты, выпускать ценные бумаги. Совершенно другая история. В проекте закона об основах тарифного регулирования укладывается вся система: что должно быть в тарифе, чего никогда не должно быть в тарифе, по каким нормативам он рассчитывается, по каким формулам. Ни в царской России, ни в Советском Союзе никогда закона о тарифах не было. Ничего этого нет сейчас…поэтому нужно заложить систему. И мы написали этот закон. Он прошёл сложный путь согласования, сейчас одобрен Правительством. Но опять есть отрицательное заключение ГПУ, к сожалению. Будем работать», – сказал руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев.

Источники: Посмотреть; Посмотреть

Правительство РФ одобрило законопроект ФАС об антимонопольном комплаенсе.

29-08-2019

Документ внедряет новое понятие в Закон о защите конкуренции и совершенствует механизмы предупреждения нарушений.

Практика применения антимонопольного законодательства предполагает применение оборотных штрафов и уголовной ответственности за нарушение Закона о защите конкуренции, а также усиление контроля за деятельностью естественных монополий и компаний, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке.

Такая мера ответственности должна мотивировать компании пресекать нарушение антимонопольного законодательства.

Одним из инструментов предупреждения и снижения рисков для организаций является разработка и внедрение антимонопольного комплаенса – системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

«Целью антимонопольного комплаенса для компаний является снижение вероятности совершения нарушения. Принятие законопроекта позволит сформировать проконкурентную правовую культуру среди хозяйствующих субъектов и предотвратить нарушения Закона о защите конкуренции, и, как следствие, выполнить одну из целей Национального плана развития конкуренции по сокращению количества правонарушений», – подчеркнул глава ФАС Игорь Артемьев.

Теперь документ будет направлен Правительством РФ в Государственную Думу для последующего принятия.

Источники: Посмотреть; Посмотреть

Минэнерго России подведены итоги ежемесячного мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к ОЗП 2019-2020 годов.

28-08-2019

Департаментом оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России, в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России, проведена оценка выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.08.2019 на основании поступивших отчетных данных.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Справочно: в соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Минэнерго России осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Источник: Посмотреть

ФАС оценит предложения «Россетей» о пересмотре платы за техприсоединение льготников.

28-08-2019

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что льготную плату за подключение к электросетям в России надо повышать, но по принципу «инфляция минус», отношение же к предложению «Россетей» увеличить максимальный платёж для граждан с нынешних 550 рублей до 75 тыс. рублей служба сформулирует после подсчётов, сообщил в интервью РИА «Новости» глава ФАС Игорь Артемьев.

«С той поры, когда были установлены льготные тарифы, прошло уже много лет, и, конечно, мы должны эту экономику посчитать. Я пока не могу сказать, какое у меня отношение к таким цифрам, но я понимаю, что они не индексировались – определённая индексация точно нужна. Но опять же по принципу «инфляция минус» и с расчётами, и с обоснованием. Наше отношение мы сформулируем, когда всё посчитаем», – рассказал г-н Артемьев.

Госхолдинг «Россети» предложил правительству повысить льготную плату за подключение к электросетям, в итоге для граждан максимальный платёж может вырасти в 136 раз – с 550 рублей до 75 тыс. рублей. Компания обосновывает необходимость такого роста тем, что в 2018 году затраты на подключение этой категории потребителей (мощностью до 15 кВт), не покрытые их платежами, составили 17 млрд. рублей. При предлагаемых изменениях не покрытые платежами расходы снизятся до 4 млрд. рублей в год.

Источник: Посмотреть

«Россети» нашли средства на скупку конкурентов. Компании разрешили включать в тариф затраты на покупку ТСО.

29-08-2019

Вице-премьер Дмитрий Козак на совещании 28 августа поддержал идею «Россетей» о включении в тариф на передачу электроэнергии трат на консолидацию ТСО, сообщили «Ъ» источники, знакомые с его итогами. В аппарате вице-премьера сообщили, что в целом обсуждался подход, при котором затраты на консолидацию активов можно включать в инвестпрограмму «Россетей» при условии, что это не приведет к росту тарифа и будет компенсировано в дальнейшем за счет экономии на эксплуатации сетевой инфраструктуры.

В Минэнерго сообщили, что получили указание до 20 сентября внести в Правительство РФ нормативный документ, регулирующий экономические отношения в области консолидации ТСО. В «Россетях» от комментариев отказались. В ФАС считают, что если и приобретать сетевые активы, то это право должно быть дано на недискриминационной основе всем сетевым организациям.

Постепенная консолидация сетевых активов в контур «Россетей» записана в стратегии развития электросетевого комплекса РФ; в документе предусматривается значительное сокращение числа ТСО – с 3 тыс. в 2013 году до 800 к 2030 году. Основная причина такой политики – заметное увеличение общей суммы сетевого тарифа в регионах. Сейчас в стране помимо дочерних компаний «Россетей» есть около 1,6 тыс. ТСО.

Основные претензии государство и сами «Россети» высказывают в адрес мелких ТСО, не способных за счет собственных средств обеспечить надежность энергоснабжения.

Сейчас составляющая на консолидацию ТСО отсутствует в тарифе «Россетей», компания тратит на это часть прибыли, а цена, которую выставляют собственники, часто оказывается завышена и не соответствует качеству актива. В последнее время «Россети» значительно активизировали деятельность по приобретению мелких ТСО в регионах. На совещании глава «Россетей» Павел Ливинский выступал за стопроцентную консолидацию ТСО (в 2011–2013 годах господин Ливинский возглавлял Объединенную энергетическую компанию, владеющую частью электросетей Москвы, не входит в «Россети»).

Павел Ливинский в июне писал премьеру Дмитрию Медведеву, что из-за большого количества ТСО в одном регионе нарушается принцип единообразия технических решений, а операционные издержки растут. По его мнению, наличие нескольких ТСО в регионе приводит к конкуренции не за качество услуг, а за денежную долю в общем «котле» сетевого тарифа региона. Поэтому глава «Россетей» предложил запретить присвоение статуса ТСО новым компаниям и внести в законодательство изменения, которые позволят передавать новое электросетевое оборудование только тем компаниям, которые имеют долю госучастия.

Поглощать конкурентов за счет тарифа неправильно, считает директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев. Он отмечает, что у консолидации должен быть экономический эффект, который и должен стать источником затрат на такие приобретения, а потребители должны получать выгоду за счет снижения тарифа или улучшения качества энергоснабжения.

Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов называет решение о включении средств на покупку ТСО в тариф «еще одним шагом в сторону от рынка и эффективности в отрасли».

«Странно, что одним участникам будут включать в тариф средства на покупку других, при этом возможность покупать независимые ТСО за счет инвестпрограммы есть и сейчас», – отмечает аналитик, добавляя, что решение «убивает условия здоровой конкуренции», которая косвенно все же присутствует в электросетевом комплексе.

ТСО в регионах съедают значительную часть «котлового» тарифа, не подчиняются логике единой стратегии развития сетевого комплекса, поэтому их консолидация логична, считает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Но заставлять потребителей, которые уже один раз заплатили за создание сетевых активов, платить второй раз за их консолидацию – концептуально неверно, полагает он. Аналитик также задается вопросом, почему, если резервы повышения эффективности в сетевом комплексе существовали и не были реализованы ранее, это должно произойти сейчас.

Источник: Посмотреть

Гарантирующий поставщик электрической энергии вновь нарушил антимонопольное законодательство.

30-08-2019

28 августа 2019 года комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области оглашена резолютивная часть решения, в соответствии с которым публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Так, в Рязанское УФАС России из органов прокуратуры поступили материалы по вопросу угрозы прекращения снабжения в марте, апреле 2019 года объектов МУП «Водоканал» (г. Касимов) электрической энергией.

В качестве основания ограничения энергоснабжения поставщик (ПАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания») указал на наличие задолженности за услуги.

Однако в уведомлениях об ограничении кроме оплаты долга в обязательства потребителя ПАО «РЭСК» включило оплату текущих платежей, срок по которым не наступил.

В случае неуплаты суммы долга и текущих платежей гарантирующий поставщик был намерен прекратить оказание услуг энергоснабжения.

В июне 2019 года Рязанское УФАС России возбудило в отношении ПАО «РЭСК» дело о нарушении антимонопольного законодательства.

28 августа 2019 года дело рассмотрено; ПАО «РЭСК» признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»; обществу выдано предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке.

Напомним, что ранее аналогичное нарушение было установлено комиссией Рязанского УФАС России в действиях ПАО «РЭСК», направившего уведомления о введении режима ограничения энергопотребления ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» (п. Болонь Клепиковского района).

Во исполнение выданного по данному эпизоду предписания ПАО «РЭСК» ежемесячно отчитывается в антимонопольный орган о планируемых ограничениях поставки электрической энергии.

Примечание: за злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке ПАО «РЭСК» будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд подтвердил законность отказа сетевой организации в выдаче акта о технологическом присоединении новому собственнику (определение ВС РФ от 26.08.2019 № 307-ЭС19-13267).

ООО «Распределительная сетевая компания «Региональные электрические сети» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании ПАО «Ленэнерго» в течение 10 дней выдать ООО «Распределительная сетевая компания «Региональные электрические сети» акт о технологическом присоединении к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» объектов электросетевого хозяйства (линии и ТП), предназначенных для электроснабжения объектов на территории многофункциональной застройки в объеме максимальной мощности 1835 кВт.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «РСК «РЭС» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой и просило отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Податель жалобы считает, что положения ст. 3 и 26 Закона об электроэнергетике и нормы, содержащиеся в разделе VIII Правил технологического присоединения № 861, регламентирующие порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, подтверждают обоснованность требований истца о том, что в случае изменения правообладателя энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые уже в надлежащем порядке были технологически присоединены, на нового правообладателя и сетевую организацию, к которой осуществлено технологическое присоединение, возложена обязанность по решению вопроса об условиях технологического присоединения энергопринимающих устройств, в том числе о переоформлении документов о технологическом присоединении.

Верховный Суд не нашел достаточных оснований для удовлетворения кассационной жалобы и определением от 26.08.2019 № 307-ЭС19-13267 отказал заявителю в ее удовлетворении на основании нижеследующего.

Как установлено судами, актом о технологическом присоединении, выданным ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети» (сетевой организацией) ООО «Статус» (прежний собственник ТП и линий), подтверждено, что объекту – многофункциональной застройке – разрешено присоединение дополнительной мощности 1835 кВт.

Технологическое присоединение объекта заявителя ООО «Статус» – многофункциональной застройки – осуществлено на основании договора технологического присоединения от 27.12.2013, заключенного им с сетевой организацией.

Позже между ООО «Статус» (продавец) и ООО «РСК «РЭС» (покупатель) был заключен договор купли-продажи, согласно которому ТП и кабельные линии, необходимые для снабжения многофункциональной застройки, перешли к ООО «РСК «РЭС».

В связи с приобретением вышеуказанных ТП и линий, ООО «РСК «РЭС» обратилось к ПАО «Ленэнерго» с заявлением на переоформление документов о технологическом присоединении.

ПАО «Ленэнерго» отказало ООО «РСК «РЭС» в выдаче акта о технологическом присоединении по ТП и линиям, в связи с чем ООО «РСК «РЭС» обратилось в суд.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных ООО «РСК «РЭС» требований исходили из того, что к истцу на основании заключенного договора купли-продажи перешло право собственности на электросетевое имущество – блочная комплектная трансформаторная подстанция с кабельными линиями и оборудованием, принадлежащее продавцу (ООО «Статус») на праве собственности по праву создателя на основании договора об осуществлении технологического присоединения от 27.12.2013, заключенного между продавцом и сетевой организацией. А объектом присоединения по указанному договору технологического присоединения являлась многофункциональная застройка.

Для реализации присоединения указанных объектов ООО «Статус» должно было построить ТП 10/0,4 кВ и проложить две кабельные линии 10 кВ от устанавливаемой сетевой организацией ММПС 110/10 кВ (2*25 МВА) до новой ТП, а также необходимое количество кабельных линий 0,4 кВ от новой ТП до главного распределительного щита (ГРЩ) объекта.

Согласно акту о проведенном обследовании в сторону ГРЩ отходят только две кабельные линии, а остальные линии отсутствуют. Таким образом, перешедшее к ООО «РСК «РЭС» имущество в виде объектов электросетевого хозяйства создано предыдущим владельцем не как самостоятельный объект электросетевого хозяйства (линии и ТП), а как единая энергоустановка в совокупности с энергопринимающими (потребляющими) устройствами с целью потребления объема мощности объектами технологического присоединения в рамках договора технологического присоединения.

Объектом технологического присоединения в договоре и выданных ранее АТП, АРБП, АРЭО заявлена именно многофункциональная застройка.

Таким образом, технологическому присоединению подлежали энергопринимающие устройства потенциального потребителя в совокупности с питающей их сетью (объекты, впоследствии приобретенные истцом) в том понимании, как определено пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

При таком согласовании условий технологического присоединения и учитывая отсутствие доказательств создания многофункциональной застройки как объекта технологического присоединения, суды сделали вывод об отсутствии оснований для выдачи требуемого истцом акта.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд оставил в силе штраф в размере 20 млн. руб., назначенный АО «Янтарьэнерго» за установление необоснованного размера платы за возмещение расходов по введению ограничения (возобновлению) режима потребления электрической энергии (определение ВС РФ от 28.08.2019 № 307-ЭС19-13863).

Калининградское УФАС обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении сетевой организации АО «Янтарьэнерго» к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Решением арбитражного суда Калининградской области, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, заявление административного органа удовлетворено, обществу назначено административное наказание в виде 20 146 329,28 руб. штрафа.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, общество просило отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и вынесенными с нарушением норм материального права.

Определением от 28.08.2019 № 307-ЭС19-13863 Верховный Суд РФ отказал сетевой организации АО «Янтарьэнерго» в удовлетворении кассационной жалобы.

Как следует из судебных актов, решением административного органа от 17.10.2017 общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при совершении действий, выразившихся в установлении необоснованного размера платы за возмещение расходов по введению ограничения (возобновлению) режима потребления электрической энергии в размере 8 770,48 руб.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в суд в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Частью 2 ст. 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.21 настоящего Кодекса.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций установили наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, и привлекли АО «Янтарьэнерго» к административной ответственности по данной статье в виде оборотного штрафа в размере 20 146 329,28 руб.

Судами соблюдена процедура и срок давности привлечения общества к административной ответственности, размер назначенного штрафа соответствует санкции ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд решил, как взыскать неустойку за просроченную оплату электричества (определение ВС РФ от 29.08.2019 № 304-ЭС19-7209).

Можно ли применить санкции, если просрочена оплата не поставленной электроэнергии? Три инстанции ответили утвердительно, но ВС РФ с ними не согласился.

В течение трех лет ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и управление связи заключили несколько договоров на поставку электроэнергии. Стороны предусмотрели следующий порядок оплаты электричества:

- энергию, которую управление потребляет самостоятельно, оно оплачивает в два этапа: 30% и 40% в текущем месяце (когда непосредственно поставляется электричество);

- энергию, которую заказчик будет передавать другим потребителям, он оплачивает полностью в текущем месяце;

- остаток по оплате собственного потребления, то есть 30%, управление погашает уже в следующем месяце.

В случае задержки оплаты контрагенты предусмотрели неустойку за каждый день просрочки.

Поставщик свои обязанности по договору выполнил в полном объеме. Управление несколько раз оплату задержало. За три года «Новосибирскэнергосбыт» насчитал 97 684 руб. просрочки. Компания решила взыскать ее в судебном порядке. Все три инстанции иск удовлетворили и обязали заказчика выплатить заявленную сумму.

Управление связи с таким решением не согласилось и обратилось в Верховный Суд. В своей жалобе заявитель указал, что закон об электроэнергетике устанавливает неустойку только за просроченную оплату уже поставленной энергии. При этом ее объем, по словам заказчика, определяется в конце расчетного периода – календарного месяца. Таким образом, платежи в текущем месяце носят авансовый и промежуточный характер, ответственность за просрочку по которым не предусмотрена, подчеркнуло управление.

Коллегия судей под председательством Сергея Самуйлова, прислушавшись к доводам заявителя, жалобу удовлетворила. ВС РФ определением от 29.08.2019 № 304-ЭС19-7209 отменил решения нижестоящих судов и направил дело на пересмотр в первую инстанцию.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть




Понравилась новость ? Расскажите друзьям !