Обзор изменений законодательства в сфере электроэнергетики (22.04.2019-28.04.2019)

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

(22.04.2019 – 28.04.2019)

Обзор подготовлен при участии информационно – консалтинговой группы Electricalnet.Ru

● Утверждена форма типового соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту (постановление Правительства РФ от 19.04.2019 № 470).

Постановлением Правительства РФ от 19.04.2019 № 470 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» утверждена форма типового соглашения между заявителем и сетевой организациейдля выполнениямероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту.

Согласно типовой форме соглашение будет заключаться заявителем (лицом, подавшим заявку об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств) и сетевой организацией, в которую подана соответствующая заявка.

В соглашении, помимо прочего, должны указываться:

- характеристики присоединяемых устройств;

- права и обязанности сторон;

- порядок изменения, расторжения соглашения, ответственность сторон соглашения;

- порядок разрешения споров;

- заключительные положения;

- адреса и реквизиты сторон.

Устанавливается, что при технологическом присоединении по индивидуальному проекту к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети до дня заключения договора о технологическом присоединении сторонами заключается соглашение о порядке взаимодействия, которое содержит положения по взаимодействию сторон при разработке индивидуальных технических условий и проектной документации, а также устанавливает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения о порядке взаимодействия.

Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки направляет в адрес заявителя оформленный и подписанный в 2-х экземплярах проект соглашения о порядке взаимодействия способом, позволяющим подтвердить факт его получения заявителем.

Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта соглашения о порядке взаимодействия подписывает оба экземпляра и направляет 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего соглашение.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом соглашения и (или) несоответствия его утвержденным Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта соглашения направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта соглашения с предложением об изменении представленного проекта соглашения и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сетевая организация обязана привести проект соглашения в соответствие с Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа и направить проект соглашения повторно.

Начало действия документа – 01.05.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Обновлен стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р).

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» утверждена новая версия Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Целью документа является создание системного подхода к вопросам развития конкуренции на региональном уровне с учетом особенностей экономики каждого субъекта РФ.

Что касается субъектов естественных монополий, в том числе в сфере электроэнергетики,  то Стандартом рекомендовано таким субъектам руководствоваться положениями Стандарта в рамках раскрытия информации о своей деятельности.

В Стандарте указано, что субъектам естественных монополий, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, необходимо размещать для общего сведения информацию о своей деятельности, обязательное раскрытие которой предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации субъектам естественных монополий Стандартом рекомендуется обеспечить доступность и наглядность в сети «Интернет», в том числе:

- информации о свободных резервах трансформаторной мощности с указанием и отображением на географической карте субъекта Российской Федерации ориентировочного места подключения (технологического присоединения) к сетям территориальных сетевых организаций 110-35 кВ с детализацией информации о количестве поданных заявок и заключенных договоров на технологическое присоединение, а также о планируемых сроках их строительства и реконструкции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

- информации об услугах (подача заявки на технологическое присоединение, подача правоустанавливающих документов (по объекту, юридическому и физическому лицу, участку), подача заявки на заключение договора, расчет предположительной стоимости технологического присоединения, отслеживание (мониторинг) хода (статуса) технологического присоединения, получение условий технологического присоединения, заключение и получение договора о технологическом присоединении, внесение платежа по договору о технологическом присоединении, запись на прием для сдачи необходимой части документов на бумажном носителе) по подключению (технологическому присоединению) к электрическим сетям, оказываемых в электронном виде субъектами естественных монополий физическим и юридическим лицам.

Объем и детализация раскрытия информации должны обеспечивать прозрачность формирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий и отображать согласованность инвестиционных программ субъектов естественных монополий с планами территориального развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также с иными документами стратегического планирования Российской Федерации.

В Приложение к Стандарту развития конкуренции закреплено минимальное значение ключевого показателя, которое необходимо достичь в целях развития конкуренции, в 2022 году, в том числе, на розничном рынке купли-продажи и производства электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации (доля организаций частной формы собственности в указанных сферах должна составить 30 %).

Начало действия документа – 17.04.2019 (опубликован на портале правой информации 23.04.2019).

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждены требования к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики (приказ Минэнерго России от 13.02.2019 № 101).

Приказом Минэнерго России от 13.02.2019 № 101 «Об утверждении требований к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики, а также к принципам функционирования устройств и комплексов релейной защиты и автоматики» устанавливаются требования к:

- оснащению линий электропередачи и оборудования (за исключением вставок и передач постоянного тока, генерирующего оборудования ветровых и солнечных электростанций, систем возбуждения генерирующего оборудования) объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики (далее – РЗА) различных видов;

- принципам функционирования устройств и комплексов РЗА, в том числе их резервированию, функциональной взаимосвязи устройств РЗА, возможности совмещения функций РЗА в одном устройстве, структуре построения отдельных видов противоаварийной автоматики.

Предусмотрено, что требования, установленные настоящим приказом, должны выполняться как при проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении объектов электроэнергетики, так и при обеспечении функционирования в составе электроэнергетической системы устройств и комплексов РЗА, созданных (модернизированных) после вступления в силу настоящих требований.

Положения отдельных пунктов настоящих требований также должны выполняться при обеспечении функционирования в составе электроэнергетической системы устройств и комплексов РЗА, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих требований. 

Выполнение требований, установленных рассматриваемым приказом, является обязательным для:

- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, объектами электросетевого хозяйства и (или) энергопринимающими установками, входящими в состав электроэнергетической системы или присоединяемыми к ней;

- системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

- проектных организаций и иных юридических и физических лиц, осуществляющих разработку документации, указанной в требованиях, или выступающих заказчиками при выполнении соответствующих работ.

Предусмотрено, что для обеспечения надежности работы РЗА должно осуществляться функциональное и (или) аппаратное резервирование устройств РЗА.  Резервные защиты ЛЭП (оборудования) должны удовлетворять требованию взаимной совместимости в части согласования их характеристик срабатывания с характеристиками срабатывания резервных защит ЛЭП (оборудования) прилегающей сети для обеспечения селективности их действия при дальнем резервировании.

На объектах электроэнергетики должна обеспечиваться регистрация аварийных событий и процессов.

Устройства РЗА не должны срабатывать при:

- замыкании на землю в одной точке в сети оперативного постоянного тока;

- снятии, подаче оперативного тока (в том числе обратной полярности), а также при перерывах электропитания любой длительности и глубины снижения напряжения оперативного тока.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25.04.2019 за № 54503.

Ссылка на документ: Посмотреть

● На территории Чеченской Республики статус гарантирующего поставщика временно присвоен территориальной сетевой организации (приказ Минэнерго России от 22.04.2019 № 406).

Приказом Минэнерго России от 22.04.2019 № 406 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и в связи с истечением срока, на который территориальной сетевой организации присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Чеченской Республики, Минэнерго России продлен статус гарантирующего поставщика АО «Чеченэнерго» на указанной территории с 1 мая 2019 г. и до даты вступления в силу решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса, но не более чем на 12 месяцев.

Ссылка на приказ: Посмотреть

● 22.04.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Проект постановления Правительства РФ направлен на исключение возможного возникновения ситуации, при которой потребители жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуги по электроснабжению, дважды уплачивают комиссию при оплате этих услуг.

В настоящее время некоторые акты в сфере тарифов предусматривают отсылочные нормы, согласно которым в состав обоснованных расходов при расчете тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) включаются также расходы на услуги банков, которые, в свою очередь, могут содержать расходы на оплату услуг по переводу денежных средств. При этом включение таких расходов в состав финансовых потребностей поставщиков коммунальных ресурсов осуществляется в связи с заключением этими поставщиками и управляющими организациями договоров с платежными организациями (кредитными организациями, организациями федеральной почтовой связи и платежными агентами), согласно которым платежные услуги оплачиваются за счет самих поставщиков и управляющих организаций. Эти договоры, как правило, заключаются с ограниченным количеством платежных организаций и содержат условие о не взимании платы за внесение платежей с плательщиков (потребителей коммунальных услуг). Соответственно потребители коммунальных услуг обращаются в эти платежные организации, поскольку в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение платежей за коммунальные услуги.

Вместе с тем обязанности заключать такие договоры законодательство в настоящее время не предусматривает. С учетом этого, возникает ситуация, когда потребители коммунальных услуг вынуждены обращаться в ту платежную организацию, с которой у поставщика коммунальных ресурсов заключено соглашение (в целях экономии средств). При этом если потребитель коммунальной услуги решит обратиться в другую платежную организацию (которая, например, более удобна по территориальным предпочтениям), с которой не заключено никаких соглашений, то с него будет взята комиссия за внесение платежа. То есть потребитель несет бремя по оплате услуг по переводу платежей дважды: непосредственно в платежной организации (1) при внесении платы за коммунальные услуги, тогда как такая плата уже учтена (2) в составе соответствующего тарифа.

В связи с этим Проектом предусмотрено внесение, в том числе в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, изменений, не допускающих включение в экономически обоснованные расходы ресурсоснабжающих организаций расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/03-19/00089225

Ссылка на проект: Посмотреть

● 22.04.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа ФАС России «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля (надзора) при проведении систематического наблюдения и мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а также за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности субъектов электроэнергетики и при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)».

Указанным Проектом приказа систематизируется последовательность административных процедур (действий), предпринимаемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора) при проведении систематического наблюдения и мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а также устанавливается порядок взаимодействия между структурными подразделениями органов государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, между органами государственного контроля (надзора) и физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателя, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Данный Проект приказа необходим для обеспечения соблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных Федеральным законом от 26.03.2003№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов).

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/02-19/00088878

Ссылка на проект: Посмотреть

● 23.04.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении требований к ведению и хранению документации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативно-технологического управления, и о внесении изменений в Правила переключений в электроустановках, утвержденные приказом Минэнерго России от 13 сентября 2018 г. № 757».

Проект приказа Минэнерго России направлен на установление общих правил ведения, обеспечения наличия, в том числе на рабочих местах диспетчерского персонала диспетчерских центров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативного персонала субъектов  электроэнергетики, потребителей электрической энергии, и возможности использования оперативного журнала, журнала распоряжений, документов по работе с персоналом в организациях электроэнергетики и иной технической (в том числе инструктивной и оперативной) документации, разрабатываемой, утверждаемой и (или) применяемой при организации и осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативно-технологического управления.

Абзацем 4 п. 48 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937, установлена возможность ведения и хранения документации в электронном виде, в том числе с использованием программно-технических средств.

Для реализации указанного положения Проектом приказа предусмотрены требования к программному обеспечению, используемому при ведении и хранении документации в электронном виде.

В частности, согласно Проекту программно-технические средства, используемые для ведения и хранения документации, должны обеспечивать защиту от несанкционированного доступа к тексту (содержанию) документов и их несанкционированного изменения, возможность идентификации лиц, подписавших (зарегистрировавших) документ (внесших запись) или ознакомившихся с документом, периодическое резервное копирование документов, соблюдение иных установленных условий.

При этом указанные требования дифференцируются в зависимости от того, к какому типу документации относится тот или иной документ: к документации, предварительное ведение (документирование) которой осуществляется на бумажном носителе, или к документации, исходно создаваемой в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе и подписанной электронной подписью.

Помимо общих требований к документации, Проектом также закрепляются особенности ведения и хранения в электронном виде оперативного журнала, журнала распоряжений, журнала (картотеки) диспетчерских или оперативных заявок и иных видов документов.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/04-19/00090857

Ссылка на проект: Посмотреть

● 24.04.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии».

Проект приказа направлен на установление нормативных требований в сфере обеспечения надежности и безопасности объектов электроэнергетики, обеспечения надежности функционирования электроэнергетических систем и бесперебойного электроснабжения потребителей электрической энергии.

Требования распространяются на потребителей электрической энергии, энергопринимающие установки которых способны влиять на режим работы электроэнергетической системы. Проект устанавливает обязательные требования для всех собственников и иных законных владельцев в части процедур, обеспечивающих исполнение требований федерального законодательства в сфере надежности и безопасности в электроэнергетике.

Правила не распространяются на физических лиц, использующих электроустановки для удовлетворения личных или бытовых нужд. Правила не распространяются на энергопринимающие установки потребителей электрической энергии, присоединенные к электрическим сетям 0,4 кВ и ниже. Такие установки эксплуатируются с учетом требований технических условий на их технологическое присоединение к электрическим сетям.

Проектом предусмотрено, что при эксплуатации электроустановок потребитель должен обеспечить:

- соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда;

- содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их безопасную эксплуатацию;

- своевременное и качественное проведение технического обслуживания, ремонта, испытаний, консервации, технического перевооружения, модернизации и реконструкции электроустановок;

- безопасное для электроэнергетического режима энергосистемы управление электроустановками;

- укомплектование электроустановок персоналом, подготовленным в соответствии с законодательством об электроэнергетике,

- анализ несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения;

- разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для технологического персонала;

- укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;

- учет расходования электрической энергии;

- проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/04-19/00090901

Ссылка на проект: Посмотреть

● 25.04.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил создания (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в энергосистеме и о внесении изменений в Правила взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики, утвержденные приказом Минэнерго России от 13 февраля 2019 г. № 100».

Проект приказа Минэнерго России направлен на установление порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при создании и модернизации комплексов и устройств релейной защиты и автоматики (далее – РЗА) в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах  в развитие положений п. 176 – 181 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 (далее – Правила технологического функционирования).

В соответствии с пунктом 176 Правил технологического функционирования создание (модернизация) комплексов и устройств РЗА в энергосистеме осуществляются в трех случаях: 1) при технологическом присоединении объектов электроэнергетики, энергопринимающих установок к электрическим сетям; 2) при строительстве (реконструкции) объектов электроэнергетики, не требующем технологического присоединения; 3) по заданиям диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления.

В развитие указанного положения Проектом приказа, наряду с общими требованиями, устанавливаются особенности взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при создании и модернизации комплексов и устройств в каждом из указанных случаев, а также в случае, если требуется выполнение работ на технологически связанных объектах электроэнергетики разных собственников.

Также Проект закрепляет требования к документации, разрабатываемой при создании (модернизации) РЗА, и порядок ее согласования с диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления и владельцами технологически связанных объектов электроэнергетики, на которых требуется скоординированное выполнение работ по созданию (модернизации) РЗА.

Кроме того, Проектом регламентирован порядок ввода в работу созданных (модернизированных) комплексов и устройств РЗА.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/04-19/00090937

Ссылка на проект: Посмотреть

● 26.04.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172, направленных на уточнение порядка торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности».

Действующие Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (далее – Правила оптового рынка), предусматривают проведение долгосрочных конкурентных отборов мощности новых генерирующих объектов.

В рамках проработки механизма реализации пилотных проектов с использованием экспериментальных образцов газовых турбин большой мощности российского производства (поручения Правительства РФ от 22.08.2018 № ДК-П9-142пр, от 19.12.2018 № ДК-П9-9107) предлагается доработать действующие положения Правил оптового рынка с целью проведения соответствующих конкурсных процедур на реализацию (строительство) генерирующих объектов, в состав которых входят опытные и (или) головные образцы генерирующего оборудования.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/04-19/00090982

Ссылка на проект: Посмотреть

● 26.04.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам».

В сентябре 2018 года ЗК РФ был дополнен новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в публичных целях», содержащей 13 новых статей. Эти нормы подробно регламентируют процедуру установления публичных сервитутов в целях размещения линейных объектов, в том числе объектов электроэнергетики. Земельный кодекс РФ впервые подробно урегулировал процедуру заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута. Важным элементом соглашения является плата за публичный сервитут.

В целях надлежащего определения платы за публичный сервитут,Минэкономразвития России разработал Проект приказа, который утвердит методические рекомендациипо определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  и предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Рассматриваемый Проект разработан для обеспечения дополнительных правовых гарантий, как для обладателей публичного сервитута, так и для правообладателей земельных участков и направлен на соблюдение баланса интересов обладателя публичного сервитута и правообладателя земельного участка.

В Проекте указано, что при определении платы за публичный сервитут рекомендуется исходить из того, что такая плата представляет собой определяемую, в том числе с учетом положений Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», разницу между рыночной стоимостью земельного участка (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности) либо рыночной стоимостью прав на земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности), до установления публичного сервитута и после его установления (учитывая ограничения использования земельного участка и другие обстоятельства, возникающие в связи с установлением публичного сервитута и той деятельностью, которая может осуществляться на земельном участке обладателем публичного сервитута).   

 Разработчик – Минэкономразвития России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/04-19/00090641

Ссылка на проект: Посмотреть

● ФАС разработала законопроект, который направлен на недопущение скачков тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

22-04-2019

Об этом замглавы антимонопольного ведомства Виталий Королев сообщил на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике.

Напомним, что в феврале этого года Правительство РФ одобрило проект поправок, который разработала антимонопольная служба, в части совершенствования тарифного регулирования.

По действующим правилам, региональный тарифный орган может превышать предельный уровень тарифов на передачу электроэнергии, установленный на федеральном уровне, если это обусловлено принятием инвестпрограммы монополией. При этом согласование с ФАС не требуется.

Правоприменительная практика показывает, что до 15% тарифных решений по услугам по передаче электроэнергии принимается на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов, что негативно отражается на потребителях.

В настоящее время Правительство РФ направило законопроект на рассмотрение в Государственную Думу.

В преддверии рассмотрения в Государственной Думе детальное обсуждение положений документа состоялось 8 апреля 2019 года в Совете Федерации на заседании Комитета по экономической политике, на котором выступил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

Замруководителя службы отметил, что в 2018 году 8 субъектов* воспользовались своим правом превысить предельный уровень тарифов на электроэнергию, установленный на федеральном уровне.

«Цель нашего законопроекта – исключить возможность превышения роста тарифов на электроэнергию и защитить интересы потребителей. Он гарантирует соблюдение региональными тарифными органами предельных уровней тарифов, а в случае, если они допускают такие нарушения, то в регионе будет автоматически установлен минимальный тариф на электроэнергию», – сообщил Виталий Королев.

Также, по его словам, документ носит превентивный характер, так как оценка объективности факторов для превышения предельных максимальных уровней тарифов из-за принятия инвестиционной программы будет оцениваться ФАС России заранее, до принятия и вступления в силу таких решений.

В законопроекте устраняется неопределенность для территориальных сетевых организаций (ТСО), которая связана с применением тарифов на услуги по передаче электрической энергии, когда решение, соответствующее законодательству, региональным тарифным органом не принято. Для таких ТСО будет применен минимальный предельный уровень тарифа.

«Законопроект направлен на недопущение скачков тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в связи с учетом в них инвестиционных ресурсов. Принятие документа усилит превентивный контроль инвестиционной деятельности территориальных сетевых организаций на стадии принятия тарифных решений, что приведет к снижению нарушений в сфере тарифного регулирования», - подчеркнул Виталий Королев.

  • Справка: 8 субъектов Российской Федерации: Республика Коми, Республика Татарстан, Ивановская область, Ленинградская область, Псковская область, Рязанская область, Самарская область, г. Санкт-Петербург.

 

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС готовит сетевые тарифы на 10-летний срок для «Россетей».

25-04-2019

План новых сетевых тарифов на десятилетний срок готовится Федеральной антимонопольной службой для компании «Россети», сообщил руководитель ведомства Игорь Артемьев.

«Мы готовим десятилетний тариф для такой компании, как «Россети», и другим компаниям мы тоже готовы их подготовить – «Транснефти» и другим», – сказал в ходе совещания ФАС Артемьев.

Он сообщил, что недавно сетевой тариф до 2025 года был утвержден ФАС для Российских железных дорог.

«Какой результат? На рубль средств НВВ (необходимая валовая выручка - ред.), которую получает железная дорога, они могут привлечь три рубля кредита. То есть фактически за счет одного решения мы увеличили их инвестиционную емкость в 4 раза», – сказал Артемьев.

Введение сетевых тарифов для «Россетей» может произойти уже осенью, также следует из комментария Артемьева РИА Новости.

«Все зависит от «Россетей». Они активно с нами сотрудничают, раскрывают структуру своей себестоимости, приводят хорошие данные, которые нам нужны – и по центру финансовой ответственности внутри (компании – ред.), и по перекрестному субсидированию, и по целому ряду важных факторов,пока мы не «отремонтируем» с ними тарифную базу, – а они открыты для нас, это главное условие, – мы не можем с этим предложением выступить. Но, думаю, в сентябре уже сможем с ним выступить», - сказал он.

Источник: Посмотреть

● ДЭСК заплатила более 1,7 млн. рублей штрафов.

26-04-2019

Дагестанская энергосбытовая компания (ДЭСК) оплатила два крупных штрафа, наложенных на предприятие Дагестанским УФАС России за нарушения закона «О защите конкуренции».

Ранее антимонопольная служба Дагестана признала ДЭСК злоупотребившим доминирующим положением (нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») по факту отключения от электрической энергии кафе, расположенного в Махачкале, и по факту угрозы отключения электроэнергии ООО «Дагестанэнерго».

За допущенные нарушения закона энергосбытовая компания была оштрафована на 825 тысяч рублей (за отключение кафе) и 912,5 тысячи рублей (за угрозу отключения ООО «Дагестанэнерго»).

Оба штрафа были оплачены компанией – соответствующие платежные поручения поступили в Дагестанское УФАС России.

Источник: Посмотреть

● Сетевая организация оштрафована на 750 000 рублей за нарушение Правил технологического присоединения.

26-04-2019

22 апреля 2019 года по результатам рассмотрения административного дела  АО «ПСК» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 750 000 рублей.

Необходимо отметить, что основанием для возбуждения дела послужило заявление общества с ограниченной ответственностью с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в ненадлежащем исполнения обязательств, предусмотренных договором.

В ходе рассмотрения заявления установлен факт нарушения сетевой организацией Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,утвержденныхпостановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а именно нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Указанное повлекло нарушение прав потерпевшего на своевременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств с целью энергоснабжения организации.

На момент вынесения постановления технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства АО «ПСК» не осуществлено.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд согласился с решением антимонопольной службы о незаконности установления АО «Янтарьэнерго» и ОАО «Янтарьэнергосбыт» платы потребителям за ограничение (возобновление) подачи электроэнергии в размере 8770,48 руб. (определение ВС РФ от 22.04.2019 № 307-ЭС19-4735).

Между сетевой организацией АО «Янтарьэнерго» и гарантирующим поставщиком ОАО «Янтарьэнергосбыт» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) и покупке электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях. Дополнительным соглашением к договору сторонами утверждена стоимость услуг по ограничению режима потребления электроэнергии потребителям и возобновлению их энергоснабжения, оказываемых сетевой организацией, которая составила 8 770,48 рублей за каждую услугу.

Не согласившись с указанными действиями сетевой организации и гарантирующего поставщика, потребители обратились в УФАС по Калининградской области с жалобами.

По результатам рассмотрения обращений потребителей антимонопольным органом вынесено решение о признании гарантирующего поставщика и сетевой организации нарушившими ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и выдано предписание об устранении нарушений.

Посчитав свои права нарушенными указанными ненормативными актами, ОАО «Янтарьэнергосбыт» и АО «Янтарьэнерго» обратились в арбитражный суд.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявлений компаний отказано.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ОАО «Янтарьэнергосбыт» и АО «Янтарьэнерго» обратились в Верховный Суд РФ с кассационными жалобами, в которых просили отменить судебные акты.

Однако, Верховный Суд не нашел оснований не согласиться с выводами судов и определением от 22.04.2019 № 307-ЭС19-4735 отказал заявителям в удовлетворении  кассационных жалоб.

Как указал Верховный Суд, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что обществами не представлено доказательств  обоснованности увеличения размера транспортных расходов, а также экономических расчетов обоснованности расходов на осуществление действий по ограничению (возобновлению) режима потребления электроэнергией. Так, проведенный сравнительный анализ аналогичных затрат различных ресурсоснабжающих организаций показал, что АО «Янтарьэнерго» включило в калькуляцию транспортные расходы в размере, превышающем от 2,7 до 7,5 раз аналогичные затраты других организаций.

Также суды ссылались на постановление Правительства РФ от 24.05.2017 № 624, которым внесены изменения в п. 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и установлен предельный размер компенсации гражданами - потребителями электрической энергии понесенных инициатором введения ограничения расходов, связанных с введением режима потребления и последующего возобновления подачи электрической энергии, который не может превышать 1000 рублей.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Суд признал законным назначенный УФАС штраф «МРСК Урала».

24-04-2019

Арбитражный суд Челябинской области решением от 25.04.2019 отказал «МРСК Урала» в удовлетворении требований о признании постановления Челябинского УФАС России незаконным. Речь идет о наложении на компанию штрафа в 300 тыс. руб. за нарушение правила присоединения к электросетям.

Как сообщает пресс-служба антимонопольного ведомства, ранее УФАС установило, что в 2017 году компания «Триумф» обратилась в «МРСК Урала» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств. Однако сетевая организация не направила расчет стоимости мероприятий, осуществляемых при присоединении к электросетям как с применением стандартизированных тарифных ставок, так и с применением ставок за единицу максимальной мощности. Тем самым компания «Триумф» была лишена возможности выбрать вид ставки платы за присоединение, что является нарушением ст. 9.21 КоАП РФ, уточнили в ведомстве.

Антимонопольная служба оштрафовала компанию на 300 тыс. руб. Арбитражный суд Челябинской области признал постановление УФАС региона законным.

Ссылка на решение суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 25.04.2019 Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

25 апреля 2019 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Слушание дела по жалобе акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» состоялось 14 марта 2019 года.

Справка

Согласно оспоренному положению, собственники объектов электросетевого хозяйства, не являющиеся  территориальной сетевой организацией, не вправе препятствовать передаче через их объекты электрической энергии для потребителя и требовать за это оплату.

История вопроса

АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» – собственник объектов электросетевого хозяйства, ранее являлось территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии сторонним организациям. Статуса сетевой организации оно лишилось в 2015 году решением региональной службы по тарифам Нижегородской области ввиду несоответствия критериям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 №184. В связи с этим контрагенты АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» (гарантирующий поставщик и территориальная сетевая организация) в одностороннем порядке расторгли с ним договоры поставки электроэнергии и оказания услуг по ее передаче. На основании оспоренного положения суды отказались взыскать с гарантирующего поставщика электроэнергии расходы АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН», связанные с оказанием услуг по ее передаче потребителям.

Позиция заявителя

Заявитель считает, что оспоренная норма ограничивает право владения и распоряжения принадлежащими ему на праве собственности объектами электросетевого хозяйства. Являясь собственником этих объектов, он не имеет права оказывать услугу по передаче электрической энергии и не может от нее отказаться, неся необоснованные некомпенсируемые расходы, в то время как гарантирующий поставщик получает прибыль, без затрат используя чужие объекты электросетевого хозяйства. Исходя из этого, заявитель просит признать оспоренное нормативное положение не соответствующим статье 8 (часть 1) Конституции РФ.

Позиция Суда

Содержащиеся в Постановлении Правительства РФ требования к территориальным сетевым организациям направлены на сокращение их числа и консолидацию. Целью является повышение эффективности электросетевого комплекса страны, обеспечение надежности и качества энергоснабжения потребителей.

Вместе с тем, нормативное регулирование должно основываться на принципах разумности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям. Необходимо обеспечение баланса имущественных интересов всех участников правоотношений.

Затраты территориальных сетевых организаций на содержание принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства покрываются за счет оплаты стоимости оказанных ими услуг по передаче электрической энергии.

Однако собственники электросетевого хозяйства, утратившие статус сетевой организации, не могут в одностороннем порядке расторгнуть ранее заключенные ими договоры с потребителями или изменить их условия. Они вынуждены самостоятельно оплачивать стоимость потерь электрической энергии, нести расходы по содержанию принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, а также обеспечивать переток электрической энергии в интересах территориальных сетевых организаций, принимая на себя часть имеющих публичное значение функций этих субъектов электроэнергетики.

При этом расходы на переток электроэнергии потребителям, договоры с которыми были заключены ими ранее в статусе территориальной сетевой организации, уже не могут рассматриваться как принятые добровольно.

Поэтому возложение этих затрат исключительно на собственников объектов электросетевого хозяйства не отвечает критериям ограничения конституционных прав граждан, нарушая принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Таким образом, пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг не соответствует  Конституции РФ.

Правительству РФ надлежит установить правовой механизм возмещения названных расходов собственникам объектов электросетевого хозяйства в срок не позднее 1 января 2020 года.

Ссылка на постановление КС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

С позицией о неоднозначности данного Постановления Конституционного Суда РФ можно ознакомиться по ссылке:

https://zakon.ru/blog/2019/4/27/o_neodnoznachnosti_postanovleniya_konstitucionnogo_suda_rf_ot_25042019_g_po_delu_o_proverke_konstitu

 


Понравилась новость ? Расскажите друзьям !