Обзор изменений законодательства в сфере электроэнергетики (19.11.2018-25.11.2018)

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

(19.11.2018 – 25.11.2018)

Подготовлено с участием Информационно - консалтинговой группы Electricalnet.Ru

● Вводится комплекс мер по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергетических систем и объектов электроэнергетики (приказ Минэнерго России от 12.07.2018 г. № 548).

21.11.2018 г. вступает в законную силу приказ Минэнерго России от 12.07.2018 г. № 548 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики».

Приказом устанавливается порядок организации и предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также технологических нарушений в работе электрических сетей, объектов электроэнергетики, определяется порядок действий диспетчерского персонала субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативного персонала субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем.

Порядок распространяется на:

- системного оператора, иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных электроэнергетических системах;

- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав ЕЭС России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;

- потребителей электрической энергии, энергопринимающие установки которых подключены под действие противоаварийной автоматики и (или) включены в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и мощности, и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими установками максимальной мощностью 5 МВт или более, изменение нагрузки энергопринимающих установок которых отнесено к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Приказом установлены, в частности:

- требования к инструкциям по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима;

- механизмы предотвращения и ликвидации недопустимых отклонений частоты электрического тока;

- перечень мер по предотвращению и ликвидации недопустимых отклонений напряжения;

- механизмы предотвращения и ликвидации перегрузки линий электропередачи, электросетевого оборудования и контролируемых сечений;

- порядок ликвидации нарушений нормального режима при отключении линий электропередачи;

- порядок ликвидации неполнофазных, асинхронных режимов и режимов синхронных качаний в электрической сети;

- механизмы восстановления нормального режима после разделения энергосистемы;

- порядок ликвидации нарушений в главных схемах электрических станций и подстанций;

- порядок действия по предотвращению и ликвидации нарушений в схемах собственных нужд подстанций и электрических станций;

- перечень мер по предотвращению и ликвидации нарушений в электрических сетях напряжением 35 кВ и ниже;

- особенности ликвидации нарушений нормального режима при отказах средств связи.

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Перераспределена часть полномочий между заместителями Министра энергетики РФ (приказ Минэнерго России от 22.11.2018 г. № 1072).

22-11-2018

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак подписал приказ Минэнерго России №1072  «О распределении обязанностей между заместителями Министра энергетики Российской Федерации». Согласно документу полномочия, ранее закреплённые за Вячеславом Кравченко, переходят к первому заместителю Министра энергетики Алексею Текслеру. Таким образом, Алексей Текслер курирует Департамент развития электроэнергетики, занимается вопросами электроэнергетической политики и теплоснабжения.

Новые полномочия добавляются к утвержденным ранее обязанностям заместителей Министра.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Кабмин РФ одобрил законопроект о продлении лицензирования энергосбытов до 1 июля 2020 года.

23-11-2018

Правительство РФ одобрило законопроект, в рамках которого срок получения лицензии для сбытовых компаний в сфере электроэнергетики продлевается до 1 июля 2020 года, и приняло решение внести его в Госдуму, сообщается на сайте кабинета министров.

По действующим правилам энергосбытовые организации обязаны получить лицензию до конца 2018 года. За энергосбытовую деятельность без лицензии или с нарушением лицензионных требований предусматривается административная ответственность.

«Законопроектом предлагается продлить установленный срок (начала – ред.) запрета на энергосбытовую деятельность без соответствующей лицензии до 1 июля 2020 года. Предусматривается также, что административная ответственность за нарушение этого запрета будет применяться с 1 июля 2020 года», — говорится в сообщении.

В конце 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении лицензирования энергосбытовой деятельности (то есть, продажи на розничных рынках произведенной и (или) приобретенной электроэнергии).

Закон предусматривает ведение сводного федерального реестра лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности. Одновременно устанавливается ответственность за осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований или без лицензии. В случае нарушения лицензионных требований должностные лица могут быть предупреждены, либо обязаны уплатить штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей. Штраф для юрлиц в этом случае составит от 30 до 40 тысяч рублей.

А при грубом нарушении штраф для должностных лиц увеличится — до 150−200 тысяч рублей, для юрлиц — до 300−500 тысяч рублей. В то же время возможна дисквалификация должностных лиц на срок до трех лет. Понятие грубого нарушения лицензионных требований будет установлено в положении о лицензировании энергосбытовой деятельности, которое утвердит Правительство РФ.

Источник: Посмотреть

● 19.11.2018 г. Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования правил введения ограничения режима потребления электрической энергии и порядка проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика».

Действующая система ограничения режима потребления имеет некоторые сложности в регулировании следующих вопросов:

- ввод ограничения по всем точкам поставки, указанным в договоре;

- задолженность, накопленная в период времени, на который было введено ограничение;

- определение величины потерь, возникших в сетях транзитных потребителей;

- применение способов уведомления потребителя о предстоящем введении режима ограничений;

- процедура составления акта о введении режима ограничений.

Также в действующем законодательстве не установлен порядок расчета рейтинга при отсутствии задолженности перед кредиторами оптового рынка электрической энергии и мощности организации, утратившей статус гарантирующего поставщика.

Разрабатываемый проект постановления Правительства РФ направлен на решение вышеуказанных сложностей и восполнения пробелов законодательства РФ  в данной сфере.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – раскрытие информации о подготовке проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/11-18/00085924

Ссылка на проект: Посмотреть

● 19.11.2018 г. открыт для публичного обсуждения проект приказа Минэнерго России «Об утверждении методических указаний по расчету вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и оценки последствий такого отказа».

Проект приказа разработан в целях формирования отраслевой нормативной базы, обеспечивающей постепенный переход от системы управления производственными активами, основанной на нормативном методе планово-предупредительного ремонта (ППР), к ППР на основе технико-экономического обоснования вариантов воздействия, направленного на управление  техническим состоянием производственных активов.

Методические указания будут определять порядок оценки вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования электрических станций и электрических сетей, а также порядок оценки последствий такого отказа.

Методика будут распространяться на следующие группы оборудования и сооружения объектов электроэнергетики (основное технологическое оборудование):

- паровые турбины установленной мощностью 5 МВт и более;

- паровые (энергетические) котлы;

- гидротурбины установленной мощностью 5 МВт и более;

- гидрогенераторы номинальной мощностью 5 МВт и более;

- турбогенераторы номинальной мощностью 5 МВт и более;

- силовые автотрансформаторы высшего класса номинального напряжения 110 кВ и выше и номинальной мощностью 63 МВА и более;

- линии электропередачи высшего класса номинального напряжения 35 кВ и выше, перечень функциональных узлов которых приведен в приложении № 2 к Методике оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.07.2017 г. № 676.

Кроме того, методические указания позволят определить:

- величины технического риска, соответствующего уровню технического состояния оборудования и (или) объекта электроэнергетики;

- оптимальный вид, состав и стоимость технического воздействия на основное технологическое оборудование при планировании технического обслуживания и ремонта, а также технического перевооружения и реконструкции;

- прогнозный уровень надежности оказываемых услуг организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций по результатам реализации мероприятий, запланированных в инвестиционных программах указанных субъектов электроэнергетики;

- оценку влияния инвестиционного проекта на достижение плановых значений количественных показателей реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) и обоснования необходимости реализации инвестиционных проектов субъектов электроэнергетики.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/11-18/00085873

Ссылка на проект: Посмотреть

● 20.11.2018 г. открыт для публичного обсуждения проект приказа Минэнерго России «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть».

Проектом приказа предусматривается внесение новых объектов в реестр ЕНЭС на основании заявлений от ПАО «ФСК ЕЭС».

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/11-18/00085956

Ссылка на проект: Посмотреть

● 20.11.2018 г. ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год».

Согласно проекту приказа предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год рассчитаны с учетом соблюдения положений пункта 11(1) Основ ценообразования № 1178 с календарной разбивкой исходя из непревышения величины предельных уровней ставок на содержание сетей и ставки по оплате потерь электрической энергии в первом полугодии 2019 года над величиной соответствующих предельных уровней во втором полугодии 2018 года.

Кроме того, при формировании данных уровней тарифов учтены положения постановления Правительства РФ от 28.02.2015 № 184«Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», то есть исключены расходы на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства, которые принадлежат на праве собственности организациям, не соответствующим критериям данного постановления, а также исключены расходы на содержание указанных энергообъектов.

Проектом приказаопределены:

- предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на основании данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках заявления об установлении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2019 год, без учета в составе НВВ территориальных сетевых организаций расходов на инвестиции, c учетом анализа использования инвестиционных средств и с учетом средств, подлежащих дополнительному учету и (или) исключению в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1178;

- предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на основании данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках заявления об установлении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2019 год без учета в составе НВВ территориальных сетевых организаций расходов на инвестиции.

Расчетная величина перекрестного субсидирования при расчете предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии учтена в размере, не превышающем предельную величину перекрестного субсидирования согласно приложению № 6 Основ ценообразования № 1178.

Следует отметить, что данные уровни тарифов могут быть превышены за счет включения расходов на исполнение инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, утвержденных в установленном порядке.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/11-18/00085981

Ссылка на проект: Посмотреть

● 20.11.2018 г. ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2019 год».

В соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России разработан настоящий проект приказа об утверждении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по регулируемым договорам, на 2019 год.

Согласно проекту приказа в отношении поставщиков оптового рынка, расположенных на территориях, объединенных в ценовые зоны, тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую по регулируемым договорам на 2019 год определены в соответствии с Формулами индексации регулируемых цен (тарифов), утвержденными приказом ФСТ России от 28.08.2014 № 210-э/1.

При установлении на 2019 год регулируемых цен (тарифов) в отношении генерирующих объектов поставщиков, ранее осуществлявших поставку мощности в вынужденном режиме, а в плановом периоде поставляющих мощность по цене, определенной по итогам конкурентного отбора мощности, указанные регулируемые цены (тарифы) определены с учетом полученной прибыли от реализации электрической энергии, произведенной соответствующим генерирующим объектом в году, предшествующем плановому периоду.

Регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2019 год рассчитаны исходя из утвержденного приказом ФАС России от 26.06.2018 г. № 883/18-ДСП сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии и мощности в рамках ЕЭС России на 2018 год в редакции приказа ФАС России от 16.11.2018 г. № 1570/18-ДСП.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/11-18/00085985

Ссылка на проект: Посмотреть

● 21.11.2018 г. ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа «Об утверждении тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2019 год».

В соответствии с действующим законодательством РФ в области тарифного регулирования ФАС России разработан проект приказа «Об утверждении тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2019 год».

Согласно проекту приказа в условиях сохранения тарифа на 1-ое полугодие 2019 года на уровне 2-го полугодия 2018 тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2019 год определен в следующих размерах:

- на 1-ое полугодие 2019 года – 1,121 руб./МВт*ч.;

- на 2-ое полугодие 2019 года – 1,155 руб./МВт*ч.

Прирост тарифа на услуги, оказываемые АО «АТС», во 2 полугодии 2019 года к уровню тарифа, утвержденному ФАС России на 2 полугодие 2018 года, составит 3 %.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/11-18/00086003

Ссылка на проект: Посмотреть

● Минэнерго РФ поддерживает предложение о консолидации ТСО на базе «Россетей».

23-11-2018

Минэнерго РФ поддерживает предложение о консолидации активов территориальных сетевых организаций (ТСО) на базе «Россетей», сообщил министр энергетики РФ Александр Новак на совещании МЧС России по организации работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

«Я согласен, что нужно консолидировать территориальные сетевые организации. Вы привели в пример Хабаровск, в Хабаровском крае, на Дальнем Востоке у нас сети принадлежат компании «Русгидро», ДРСК. Мы неоднократно ставили вопрос, и будем продолжать эту работу с тем, чтобы эти сети были консолидированы в рамках нашей головной компании «Россети». Эту работу мы будем продолжать», — заявил Новак.

«Мы (хотим — ред.) эту работу завершить с тем, чтобы у нас была единая компания и общие по всей стране подходы, связанные с технической политикой», — добавил министр.

Глава «Россетей» Павел Ливинский, в свою очередь, отметил, что в рамках подготовки к отопительному сезону 2018-2019 годов многие территориально-сетевые организации оказались не готовы к осенне-зимнему периоду.

«Учитывая технологическую сложность и непрерывность процессов производства, передачи и распределения электроэнергии, необходимо внесение изменений в нормативные правовые акты РФ, которые позволили бы обеспечить единое эффективное управление организациями электросетевого комплекса РФ. Единая сеть будет основой для стабильного развития экономики РФ», — отметил он.

Источник: Посмотреть

● На сайте ФАС России опубликованы ключевые показатели развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

20-11-2018

Ключевые показатели развития конкуренции – это минимальная доля присутствия организаций частной формы собственности в отраслях экономики, совокупное количество таких организаций и их доля в общем объеме товаров, работ и услуг в конкретной сфере в конкретном регионе.

Определение значений ключевых показателей развития конкуренции необходимо для достижения целей Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента России от 21.12.2017 г. № 618.

На сайте ФАС России приведены ключевые показатели развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, в том числе на розничных рынках купли-продажи электроэнергии (мощности) и производства электроэнергии (мощности).

Ссылка: Посмотреть

● Представитель ФАС России Дмитрий Васильев: внедрение эталонного принципа регулирования в будущем позволит снизить тарифную нагрузку на потребителей энергоресурсов.

23-11-2018

Уже сейчас он позволил устранить тарифную дискриминацию и привел тарифные решения регулирующих органов субъектов Российской Федерации к сопоставимым параметрам.

С июля 2018 года действуют сбытовые надбавки, установленные с применением метода эталонных затрат. Выравнивается стоимость электроэнергии в схожих по структуре затрат регионах, что благоприятно скажется на их инвестиционной привлекательности, а энергокомпании получают экономически обоснованную плату за свои услуги для дальнейшего развития и модернизации инфраструктуры. В целом, переход к новому методу регулирования обусловлен необходимостью исключения субъективной оценки регулирующими органами экономической обоснованности расходов, повышения прозрачности тарифного регулирования. Об этом заявил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев на круглом столе в Государственной Думе Российской Федерации на тему: «Государственное регулирование цен (тарифов) на электроэнергию и его влияние на развитие энергетики и экономики страны в целом».

«Положительным примером явилось снижение цен на электрическую энергию для предпринимателей Курганской области в июле 2018 года по сравнению с июнем 2018 года на 44 коп. за 1 кВт-ч. Эффект более 30 коп. за 1 кВт-ч был обусловлен именно снижением величины сбытовых надбавок гарантирующего поставщика. Заметное снижение сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для представителей малого и среднего бизнеса с июля 2018 года зафиксировано также в Республике Карелия, Архангельской области, Алтайском крае, Республике Тыва, Томской, Новгородской, Мурманской и Ярославской областях, Республике Хакасия, Ростовской области, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Ингушетия», - указал представитель службы.

Как отметил Дмитрий Васильев, отдельное внимание антимонопольная служба уделяет электросетевому комплексу.

«ФАС ведёт работу по внедрению эталонов в сетях, а также планирует корректировать действующий порядок и исключить право региональных регуляторов превышать предельный максимальный уровень тарифа на услуги по передаче электроэнергии без согласования с антимонопольным ведомством. Рассчитываем, что с 2019 года будут запущены пилотные регионы, в которых тарифы на передачу будут регулироваться методом эталонных затрат», - отметил Дмитрий Васильев.

Следующий блок работы ФАС России связан с установлением тарифов на долгосрочной основе.

«ФАС России разработала и внесла в Правительство РФ проект постановления, который позволит производителю электрической энергии, осуществляющему деятельность в технологически изолированных зонах, сохранять экономию расходов, связанных, в том числе со сменой вида топлива, а также с использованием ВИЭ. Документ также предусматривает установление долгосрочных тарифов для таких регулируемых организаций - 5 лет», - сообщил Дмитрий Васильев.

Завершая свое выступление, он перешел к теме развития конкуренции. Представитель ФАС указал, что распоряжением Правительства РФ утверждена «дорожная карта» по развитию конкуренции в отраслях экономики и переходу отдельных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг. План содержит 207 мероприятий по развитию конкуренции в 17 отраслях экономики, из них 7 мероприятий в сфере электроэнергетики.

Источник: Посмотреть

● ФАС России опубликовала Обзор практики административной апелляции ФАС России за III квартал 2018 года.

22-11-2018

В частности в Обзоре приведена практика Апелляционной коллегии ФАС России в области электроснабжения, из которой следует что:

- расчет размера платы при выявлении факта безучетного потребления со стороны управляющей организации необходимо осуществлять в установленном Правилами предоставления коммунальных услуг № 354 порядке, а не в соответствии с Основными положениями № 442 (решение Апелляционной коллегии ФАС России от 24.07.2018 г. по делу № 1-10-2747/77-17, стр. 8);

- не допускается направление потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии, равно как и введение ограничение режима потребления при отсутствии  документально подтвержденного наличия задолженности за электроэнергию на момент направления уведомления об ограничении режима потребления электроэнергии (в случае если в отсутствие документов наличие задолженности устанавливается только по решению суда – необходимо наличие преюдициального решения суда) (решение Апелляционной коллегии ФАС России от 07.08.2018 по делу № 32, стр. 14).

Ссылка на обзор: Посмотреть

● ФАС России отменила ряд решений РЭК Свердловской области об установлении цен (тарифов) для сетевых организаций и сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков.

С 01 января 2019 года приказами от 19.11.2018 №№ 1584/18, 1585/18, 1586/18, 1587/18, 1593/18 ФАС России отменила решения РЭК Свердловской области об установлении цен (тарифов) для следующих сетевых организаций:АО «Горэлектросеть»; ООО «Энергоплюс»;  АО «Уральские электрические сети»;АО «Екатеринбургская электросетевая компания»; ОАО «Региональная сетевая компания».

Основанием для отмены решений стало их несоответствие п. 23 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике № 1178, а также Основам ценообразования № 1178. Как отмечаетсяв рассматриваемых приказах, в представленных РЭК экспертных заключениях по ряду статей расходов не отражен анализ их экономической обоснованности со ссылкой на обосновывающие материалы и документы, а также другие нарушения.

Кроме этого, приказами ФАС России от 15.11.2018 №№ 1559/18, 1562/18, 1563/18 отменены постановления РЭК Свердловской области об установлении сбытовых надбавок  гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год в части сбытовых надбавок «ЭнергосбыТ Плюс» Свердловский филиал, АО «Екатеринбургэнергосбыт», АО «Роскоммунэнерго» Нижнетагильский филиал «Тагилэнергосбыт», в связи с тем, что РЭК не в полном объеме проведен анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ расходов по определенным статьям затрат и включены затраты, не подлежащие учету в составе НВВ.

Ссылки на приказы: Посмотреть

● ПАО «Кузбассэнергосбыт» оштрафовано на 650 тыс. руб. за злоупотребление доминирующим положением (постановление Кемеровского УФАС России от 12.11.2018 по делу № 108/03-АДМ-2018, опубликовано на сайте ФАС России 19.11.2018).

Постановлением Кемеровского УФАС Россиипо делу № 108/03-АДМ-2018ПАО «Кузбассэнергосбыт» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением), и ему назначен  административный штраф в размере 650 тыс. рублей.

Согласно постановлению злоупотребление доминирующим положением выразилось в направлении в адрес потребителя ООО «Теплоснаб» уведомления о необходимости введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств на его объекте ниже уровня суточного потребления, при котором возможно непрерывное и безопасное осуществление технологического процесса производства тепловой энергии (теплоносителя) в отопительный период.

Как отмечено УФАС, указанными действиями ПАО «Кузбассэнергосбыт» подвергло необоснованному и неоправданному риску котельное оборудование ООО «Теплоснаб», осуществляющее непрерывный производственный процесс, поставило под угрозу права изаконные интересы граждан-потребителей на получение коммунальных услуг, а также иных потребителей, получающих от данной котельной услуги отопления (горячего водоснабжения).

Ссылка на постановление: Посмотреть

● Вологодское УФАС оштрафовало ПАО «МРСК Северо-Запада» на 50 тыс. руб. за нарушение Правил техприсоединения, применив в отношении Общества нормы КоАП РФ о снижении штрафа ниже низшего предела (постановление Вологодского УФАС России от 21.11.2018 г. по делу № 5-3/48-9.21/18).

Постановлением от 21.11.2018 г. по делу № 5-3/48-9.21/18 Вологодское УФАС России признало ПАО «МРСК Северо-Запада» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб.

Из постановления следует, что сетевая организация нарушила срок технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (п. 16 Правил техприсоединения № 861), за что была привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. УФАС также были приняты во внимание характер совершенного Обществом правонарушения, степень вины, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, принятие Обществом мер по устранению допущенных нарушений, незначительный пропуск сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения, и применены нормы КоАП РФ  о снижении штрафа ниже низшего предела (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ) со 100 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Ссылка на постановление: Посмотреть

● «Энергосбыт Плюс» не смог опротестовать в суде штраф в 650 тыс. руб. за навязывание невыгодных условий «УОМЗу».

22-11-2018

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Свердловской области и Управления ФАС по региону (УФАС) о штрафе в 650 тыс. рублей, наложенном на ОАО «Энергосбыт Плюс» (входит в ПАО «Т Плюс») за нарушение закона о защите конкуренции.

По данным УФАС, компания была привлечена к ответственности за навязывание АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ) невыгодных условий договора энергоснабжения. Отмечается, что организация не приняла меры по обеспечению согласования установленных «УОМЗом» приборов учета на ячейках в качестве расчетных, а в дальнейшем - и показания данных приборов учета при расчетах за электрическую энергию. Кроме того,«Энергосбыт Плюс» не выполнил предписание Свердловского УФАС России о прекращении нарушения после выявления ведомством нарушения закона о защите конкуренции.

В итоге УФАС привлекло компанию к административному наказанию в виде штрафа в размере 650 тыс. рублей. ОАО «Энергосбыт Плюс» не смогло оспорить данное решение в Арбитражном суде Свердловской области. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд также согласился с позицией УФАС.

Источник: Посмотреть

● УФАС оштрафовало «Ленэнерго» на 1,6 млн. руб. за злоупотребление доминирующим положением. Суд признал штраф законным.

22-11-2018

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ленинградской области оштрафовало одну из крупнейших сетевых компаний России «Ленэнерго» (входит в «Россети») на 1,6 млн. рублей за злоупотребление доминирующем положением на рынке и навязывание невыгодных условий подключения для клиента — компании «Выборгское карьероуправление».

«За злоупотребление доминирующим положением, которое выразилось в навязывании невыгодных условий договора присоединения АО «Выборгское карьероуправление» к электрическим сетям, ПАО «Ленэнерго» привлечено к административной ответственности. Штраф в размере 1,6 млн. рублей назначен в результате рассмотрения антимонопольного дела», — говорится в сообщении пресс-службы.

В пресс-службе информагентству пояснили, что компания «Ленэнерго» не стала обжаловать решение УФАС о том, что она нарушила антимонопольное законодательство, однако пыталась оспорить в Ленинградском областном суде штраф. «Суд подтвердил законность оборотного штрафа для компании», — сказали в пресс-службе.

Как рассказали ТАСС в ведомстве, «Выборгское карьероуправление» обратилось в УФАС после того, как «Ленэнерго» навязывала фирме невыгодные условия подключения к сетям. В частности, как следует из материалов дела, сетевая компания хотела получить за свои услуги «чрезмерный размер платы» — более 17 млн. рублей, а также ставила условия о том, что большую часть работ по присоединению будут выполнять работники «Ленэнерго» в течение четырех лет.

Компания предлагала осуществить работы своими силами, благодаря чему стоимость работ снизилась бы более чем в 10 раз, а срок их выполнения сократился бы до года, однако, по мнению комиссии УФАС, «Ленэнерго» не учла этих предложений, что является злоупотреблением своим доминирующем положением на рынке.

 Справочно:

«Ленэнерго» — одна из крупнейших распределительных сетевых компаний России. Она обслуживает территорию Санкт-Петербурга и Ленинградской области площадью 86,7 тыс. кв. км, где проживает 6,5 млн. человек.

 «Выборгское карьероуправление» занимается добычей полезных ископаемых в Ленинградской области. В частности, компания ведет добычу гранита на карьере «Эркиля» в Выборгском районе Ленинградской области, а также его первичную обработку.

Источник: Посмотреть

● Суд обязал МРСК Сибири спилить опасный тополь.

22-11-2018

Красноярский краевой суд оставил в силе решение, которым Уярский районный суд обязал ПАО «МРСК Сибири» спилить возле жилого дома тополь, задевающий линию электропередач. С иском в интересах неопределенного круга лиц обратилась прокуратура.

Жительница села Новопятницкое обратилась в прокуратуру Уярского района с заявлением  о том, что рядом с ее  домом растет старый тополь, который задевает линию электропередач, и никаких мер по его спиливанию не предпринимается.  Прокуратура провела по заявлению проверку, которой установлено, что нахождение дерева вблизи дома заявительницы создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью не только собственнику близлежащего жилого дома, но и неопределенному кругу лиц, а также угрозу нарушения целостности жилого дома и повреждения линии электропередач. Районный прокурор подал в суд иск о возложении на ПАО «МРСК Сибири» как собственника и эксплуатанта ЛЭП, которую задевал тополь, обязанности по спиливанию дерева. Уярский районный суд иск удовлетворил.

В ходе рассмотрения дела установлено, что собственником и эксплуатантом линии электропередач, рядом с которой находится потенциально опасный тополь, является ПАО «МРСК Сибири». Расстояние от тополя до воздушной линии электропередачи составляет менее 2 метров, его ветви касаются ЛЭП. По заключению КГБУ «Уярское лесничество» высота тополя составляет 20 метров, примерный возраст 55-60 лет, дерево имеет повреждения в виде гнилей, обрывов корней, опасный наклон; при шторме и резком порыве ветра возможно падение дерева или его сучьев на жилой дом, ЛЭП и проезжую часть дороги, в связи с чем дерево «возможно отнести  к аварийным» и «рекомендовать его полный спил до корневой шейки» в целях предотвращения возможного ущерба.

Как следует из решения суда, ст. 89 Земельного кодекса РФ предусматривает установление охранных зон объектов электроэнергетики в целях безопасного и безаварийного функционирования; Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2008 г. № 160, обязанность по вырубке деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний от ЛЭП до их крон, а также вырубке деревьев, угрожающих падением возложена на сетевые организации. Такая же обязанность была установлена и действовавшими ранее Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 г. № 255, которые утратили силу с 17.03.2009 г. с введением в действие постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160.

 ПАО «МРСК Сибири» обжаловало решение в Красноярском краевом суде. В апелляционной жалобе компания просила решение Уярского райсуда отменить как незаконное и необоснованное. По мнению сетевой организации, обязанность по спиливанию и вырубке деревьев должна возлагаться на администрацию района, а обжалование бездействия коммерческой организации не предусмотрено гражданским законодательством. Судебная коллегия краевого суда доводы «МРСК Сибири» отклонила, поскольку «аварийное дерево находятся в пределах охранной зоны линии электропередачи», а «вырубка деревьев, расположенных в непосредственной близости от линии электропередач, законом возложена на собственника электрических сетей».

Источник: Посмотреть

● Президиум Верховного Суда РФ издал Обзор судебной практики от 14.11.2018 г. № 3 (2018), в котором рассматриваются также и проблемные вопросы применения законодательства об энергоснабжении (обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 14.11.2018 № 3 (2018)).

В Обзоре, в частности, приведен следующий вывод: наличие охранной зоны энергообъекта не исключает возможность установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости (линейного объекта), не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, и в пределах той части земельного участка, которая занята опорами высоковольтных линий (п. 33 Обзора, определение ВС РФ № 304-ЭС18-2938).

Ссылка на обзор: Посмотреть

 


Понравилась новость ? Расскажите друзьям !