Обзор изменений законодательства в сфере электроэнергетики (03.12.2018-09.12.2018)

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

(03.12.2018 – 09.12.2018)

Подготовлено при участии информационно - консалтинговой группы Electricalnet.Ru

● Утверждены новые положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) ТЭКи в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго РФ, ио Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (приказ Минэнерго России от 24.09.2018 № 792).

Новые Положения приняты Минэнерго России взамен принятых приказом Минэнерго России от 09.06.2011 № 222 Положениях о Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Минэнерго России.

Новые положения разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, в целях приведения действующих нормативных правовых актов Минэнерго России в соответствие законодательству Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и изменениям в организационно-штатной структуре Минэнерго России.

Согласно Положению о Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, Комиссия разрабатывает предложения по реализации госполитики в названной области применительно к организациям (объектам) 2 групп: топливно-энергетического комплекса и находящихся в ведении Минэнерго России; координирует деятельность органов управления функциональных подсистем в них и др.

Комиссию возглавляет председатель, назначаемый приказом Министра энергетики Российской Федерации.

Также утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации ЧС в названных 2 группах организаций (объектов).

Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности подсистемы.

Подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом из них создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства.

Основу управления составляют перечисленные органы.

Координационными органами функциональной подсистемы являются:

- на федеральном уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства;

- на объектовом уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (объектов) ТЭК и организаций (объектов), находящихся в ведении Министерства (далее – организации).

Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:

- на федеральном уровне – структурное подразделение Министерства, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- на объектовом уровне – структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:

- на федеральном уровне – подведомственная Министерству организация, осуществляющая организацию и обеспечение функционирования круглосуточной оперативной службы Министерства и своевременного информирования руководства Министерства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о технологических нарушениях, авариях, нештатных, чрезвычайных ситуациях или иных событиях, которые влияют или могут повлиять на функционирование объектов ТЭК, или угрозе их возникновения;

- на объектовом уровне – подразделения (работники), дежурно-диспетчерские службы организаций, создаваемые для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения (работников) о чрезвычайных ситуациях.

Силами и средствами функциональной подсистемы являются:

- на федеральном уровне – подведомственные Министерству профессиональные аварийно-спасательные формирования, осуществляющие защиту населения, территорий, окружающей среды, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций – открытого фонтанирования нефтяных и газовых скважин;

на объектовом уровне – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования организаций.

Общее руководство деятельностью функциональной подсистемой осуществляют:

- на федеральном уровне – Министр энергетики Российской Федерации;

- на объектовом уровне – руководители организаций.

Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 06.12.2018 за № 52896

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России приняло приказ об обеспечении надежности электроснабжения в выходные и праздничные дни (приказ Минэнерго России от 29.11.2018 № 1099).

В целях обеспечения безопасности электроснабжения потребителей в 2019 году Минэнерго России традиционно приняло приказ от 29.11.2018 № 1099 «Об обеспечении надежной работы объектов электроэнергетики в выходные и нерабочие праздничные дни в 2019 году». В соответствии с данным приказом руководству субъектов электроэнергетики рекомендовано установить особый контроль за работой персонала и технологического оборудования на объектах электроэнергетики в нерабочие дни.

Минэнерго России проводит непрерывную работу по контролю за состоянием и функционированием объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, в том числе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Ссылка на приказ: Скачать

Источник: Посмотреть

● На территории Вологодской области статус гарантирующего поставщика присвоен новой организации (приказ Минэнерго России от 29.11.2018 № 1110).

Приказом Минэнерго России от 29.11.2018 № 1110 ООО «Северная сбытовая компания» с 1 января 2019 года присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Вологодской области.

Напомним, что ранее, 31 октября, на официальном сайте Минэнерго появилось сообщение о том, что победителем конкурса по выбору сбытовой компании для Вологодской области, состоявшегося 24 октября, стала «Северная сбытовая компания».

«Северная сбытовая компания» набрала самое большое количество баллов среди других участников конкурса по двум основным показателям - сумме, за которую заявитель должен выкупить долги у кредиторов ПАО «Вологдаэнергосбыт» (1 млрд. 100 млн. руб.), и штрафному индексу за включение в «черный список» недобросовестных участников конкурса.

Таким образом, «Северная сбытовая компания» станет третьим за год поставщиком электроэнергии в Вологодскую область после ПАО «Вологдаэнергосбыт», лишенного статуса регионального гарантированного поставщика 1 апреля, и ПАО «МРСК Северо-Запада», выполняющего функции гарантирующего поставщика в области с 1 апреля нынешнего года.

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Калмыкия признан несостоявшимся (приказ Минэнерго России от 06.12.2018 № 1127).

Приказом от 06.12.2018 № 1127 Минэнерго России признало конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Калмыкия, проведенный согласно приказу Минэнерго России от 13.11.2018 № 1026, несостоявшимся, и предписало департаменту развития электроэнергетики Минэнерго России не позднее 30.04.2019 подготовить и представить решение о проведении конкурса на указанной территории с минимальным размером денежных средств для оплаты победителем конкурса, равным 41 003 189,10 руб.

Ссылка на приказ:  Посмотреть

● Крайний срок на получение энергосбытовыми компаниями лицензии предложили перенести на полтора года (законопроект №  597865-7).

Правительство РФ внесло в Госдуму проект Федерального закона, согласно которому крайний срок на получение энергосбытовыми компаниями лицензии переносится на полтора года.

Разрешение нужно будет получить не позднее 30 июня 2020 года. Со следующего дня энергосбытовая компания не сможет вести деятельность без лицензии.

Напомним, тех, кто не выполнит указанное требование, оштрафуют. Размер санкции для должностных лиц составит от 200 тыс. до 250 тыс. руб., а для юрлиц - от 500 тыс. до 1 млн. руб. В качестве альтернативного наказания к должностным лицам смогут применить дисквалификацию до 3 лет.

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник:  Посмотреть

● Кабмин вносит в ГД законопроект о регионах с особым функционированием рынка электроэнергии (законопроект № 602963-7).

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился внести в Госдуму законопроект, устанавливающий ограничение на включение новых участков в перечень субъектов страны, территории которых правительство может отнести к отдельным частям ценовых зон, для которых устанавливаются особенности функционирования рынков электрической энергии.

«Внести в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об электроэнергетике» в части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков», - говорится в документе.

Кроме того, законопроектом определен список регионов, в которых цены на оптовом рынке электроэнергии останутся регулируемыми. В него вошли республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Северная Осетия, Тыва, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики.

Ссылка на проект:  Посмотреть

Источник:  Посмотреть

● Минэкономики переписало законопроект ФАС о тарифном регулировании, он сильно сокращен и включает несколько новых идей.

03-12-2018

Минэкономики по поручению первого вице–премьера Антона Силуанова переработало и направило в его секретариат законопроект ФАС о тарифном регулировании, подтвердили «Коммерсанту» в Белом доме. По данным газеты, в версии министерства документ существенно сокращен, содержит описание общих идеологических подходов к вопросам тарифного регулирования и не затрагивает деталей отраслевой ценовой политики. Внесения до 1 января 2019 года в Госдуму нового законопроекта о тарифах требует указ президента, утвердивший Национальный план развития конкуренции, чего активно добивался глава ФАС Игорь Артемьев. Однако тарифный проект самой ФАС вызвал массовые возражения рынков и ведомств и был внесен службой в правительство 8 ноября с возражениями — основные сводились как раз к вмешательству ФАС в дела отраслей, напоминает «Коммерсант».

Минэкономики, переписавшее проект ФАС, среди принципов регулирования цен называет баланс интересов сетей и потребителей. У последних, пишет газета, будет право блокировать решения о повышении тарифа выше уровня инфляции. Кроме того, среди принципиальных положений тарифного регулирования указываются обязательный учет в тарифах расходов на плановое обновление фондов монополий и обслуживание инфраструктуры, учет рентабельности активов сетей на уровне 1–5% от их стоимости и раздельный учет рыночной доходности их инвестиций. Также ведомство настаивает на гарантиях сохранения за госмонополиями экономии от их операционной деятельности. Саму эту деятельность предлагается оценивать двумя методами — либо эталонным (метод сопоставимых рынков), либо комплексным аудитом расходов.

При установлении регулируемых цен предлагается исходить из расчета необходимой валовой выручки регулируемых организаций. Инвестпроекты же, претендующие на подключение к инфраструктурным сетям с регулируемыми ценами, предлагается разделить на те, которые могут рассчитывать на финансирование своего подключения за счет тарифной надбавки «для всех» (в ведомстве их описывают как инвестпроекты в интересах неопределенного круга лиц),— и проекты в интересах конкретных компаний. Последним придется заключать с сетями соглашения об инвестсоставляющей тарифа и плате за присоединение конкретно для проекта, пишет «Коммерсант». По словам источника издания в ведомстве, такой подход исключит из числа новых инвестпроектов неэффективные. «Если без тарифной надбавки для всех новый завод нерентабелен — не надо его строить»,— говорит собеседник газеты. «Если же от инвестпроекта ожидается бюджетный эффект — в расширение сетей или субсидирование самой компании должен вкладываться бюджет. То же относится к территориям, где инвестор один (моногорода, крупные промышленные предприятия),— вопрос таких инвестиций должен решаться на уровне властей с учетом бюджетного и социального эффекта, но не за счет повышения тарифов». Отметим, что идеологически такой подход совпадает с реформой господдержки промышленности, инициированной вице–премьером Дмитрием Козаком — в ее рамках эффективность затрат государства на господдержку компаниям придется доказывать ростом экспорта и выпуска,— впрочем, оба документа готовились в подразделениях Минэкономики, которые курирует замглавы ведомства Михаил Расстригин.

«Коммерсант» отмечает, что идея Минэкономики уже реализована, например, при подключении новых месторождений к системе «Транснефти» — инвестор в добычу платит повышенный инвесттариф на прокачку по новому трубопроводу. В электросетях ситуация иная — там на рубеже 2000–2010–х годов был введен заявительный принцип, сети обязали расширять мощности для новых потребителей, а возврат инвестиций закладывается в общий тариф на передачу электроэнергии. Ранее расходы на техприсоединение возлагались на инвестора — и иногда доступ к инфраструктуре оказывался дороже самого инвестпроекта. Сейчас инвестор платит за «последнюю милю» техприсоединения, крупные инвестпроекты подключают по индивидуальному проекту, куда нередко включают расширение сетей, пояснили в «Сообществе потребителей энергии». Расширение сетей под техприсоединение небольших потребителей закладывается в общий тариф на передачу, но ранее монополии включали в индивидуальный платеж мероприятия, не связанные с конкретным подключением, что приводило к злоупотреблениям и коррупции, говорят там. Критериев для разделения расходов на общие и индивидуальные так и не появилось, возможности и стимулы для злоупотреблений не исчезли, поэтому возврат к полной оплате техприсоединения выглядит как шаг назад к снижению эффективности инфраструктуры, отметили в ассоциации.

Вводить новое тарифное регулирование в действие в Минэкономики предлагают с 1 июля 2020 года. До приведения отраслевых норм в соответствие с ним они «применяются в части, не противоречащей настоящему закону», при этом до 1 июля 2023 года вводится переходный период, в течение которого поэтапно перейти на тарифные методы сопоставимых рынков (эталонных расходов) и комплексной экспертизы расходов должны будут все без исключения отрасли, пишет «Коммерсант».

Источник:  Посмотреть

● 05.12.2018 ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы».

Проект приказа разработан ФАС России в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством РФ (ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Положение о ФАС, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331), а также на основании заявления АО «СО ЕЭС» об установлении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков электрической энергии (далее – услуги по ОДУ в части управления технологическими режимами) в размере 11 065,291 руб./МВт*мес. (на 1 полугодие – 9 343,588 руб./МВт*мес., на 2 полугодие – 12 786,994 руб./МВт*мес.) и об установлении предельных максимальных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций и услуг по формированию технологического резерва мощностей (далее – услуги по ОДУ в части обеспечения надежности) в размере  1,501 руб./МВт*ч (на 1 полугодие – 1,363 руб./МВт*ч, на 2 полугодие – 1,640 руб./МВт*ч).

Заявленный АО «СО ЕЭС» прирост тарифа на услуги по ОДУ в части управления технологическими режимами к среднему значению утвержденных тарифов на 2018 год составляет 22 %, прирост предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по ОДУ в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики составляет 11,6 %.

Проектом приказа ФАС России тариф на услуги по ОДУ в части управления технологическими режимами, оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2019 год определен в следующих размерах:

на 1-ое полугодие 2019 года – 9 343,588 руб./МВт*мес.;

на 2-ое полугодие 2019 года – 9 678,740 руб./МВт*мес.

Тариф на услуги по ОДУ в части обеспечения надежности, оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2019 год определен в следующих размерах:

на 1-ое полугодие 2019 года – 1,363 руб./МВт*ч.;

на 2-ое полугодие 2019 года – 1,412 руб./МВт*ч.

Разработчик – ФАС России

Процедура –независимая антикоррупционная экспертиза проекта

ID проекта: 04/15/12-18/00086591

Ссылка на проект:  Посмотреть

● 07.12.2018 на стадию публичных обсуждений перешел проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части исключения мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива».

Настоящий проект Федерального закона разработан в соответствии с поручением Правительства РФ от 17.10.2018 № ДК-П9-7025 и направлен на исключение из текста Федерального закона  от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» указаний на возможность применения к генерирующим объектам,  функционирующим на розничных рынках электрической энергии и мощности, мер поддержки, аналогичных мерам, предусмотренных для объектов по производству электрической энергии на базе возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

По своей физической сути торф как вид энергоносителя представляет из себя разновидность органического ископаемого топлива и не относится к ВИЭ. Производители электрической энергии, вырабатываемой на основе использования торфа, в действующей модели регулирования имеют возможность эффективно конкурировать с иными тепловыми источниками энергии, в том числе за счет внедрения энергосберегающих технологий, применения комплексных решений по многоцелевой переработке торфяного топлива, повышения технико-экономических показателей работы генерирующих мощностей и снижения вследствие этого отпускной цены на электрическую энергию.

Таким образом, по мнению разработчиков проекта, целесообразности в реализации дополнительных специализированных мер по поддержке использования торфа в качестве топлива в данное время не усматривается.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза проекта

ID проекта: 01/05/11-18/00085717

Ссылка на проект:  Посмотреть

 Замминистра энергетики РФ Андрей Черезов выступил с докладом в Совете Федерации РФ.

04-12-2018

Заместитель Министра энергетики РФ Андрей Черезов принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Об эффективном использовании резервов сетевой мощности».

В ходе выступления заместитель Министра напомнил, что в настоящее время одна из ключевых проблем - завышение потребителями объемов максимальной мощности.

«За период с 2010 по 2016 годы, согласно актам по технологическому присоединению, потребители получили сетевую мощность, равную 65 ГВт, при этом фактическая потребляемая мощность составляет 7,5 ГВт, что соответствует 12 % от заявленной. Неблагоприятные последствия от сложившейся ситуации выражаются в росте тарифов по передаче электрической энергии и касаются всех потребителей» - сказал Андрей Черезов.

Заместитель Министра уточнил, что в Правительстве разрабатывается постановление, которое позволит оптимизировать использование уже имеющейся сетевой инфраструктуры. Потребителей обяжут платить за неиспользуемые мощности. До 1 января 2020 года  - 5% от неиспользуемого резерва, к 2023 году - 60% с дальнейшим увеличением.

«В проекте дано поручение Минэнерго не позднее 1 июля 2022 года пересмотреть нормативную базу под полный переход на оплату максимальной мощности с 1 января 2024 года. Минэнерго России всячески способствует развитию распределенной генерации потребителей. Вместе с тем, считаем недопустимой ситуацию, при которой за 100 % резервирования сетевыми компаниями мощностей для одних потребителей платят другие потребители соответствующего региона Российской Федерации», - отметил Андрей Черезов.

Источник:  Посмотреть

● Александр Новак: «Минэнерго России приступило к работе по актуализации Стратегии развития электросетевого комплекса России».

04-12-2018

Министр энергетики РФ Александр Новак выступил на пленарной сессии Международного форума «Электрические сети». В своём приветственном слове глава энергетического ведомства отметил, что российская электроэнергетика – отрасль, от которой зависят абсолютно все процессы экономического роста и социального развития.

«Важно, что сегодня в обсуждении принимают участие представители органов власти и сетевых компаний, производители сетевого оборудования, отраслевые эксперты из России и других стран. Широкий круг участников – гарантия продуктивности наших дискуссий», - поприветствовал участников Форума Александр Новак.

Говоря о достигнутых показателях в электроэнергетике, Министр отметил, что с 2012 года объем инвестиций в электросетевом комплексе составил более 1,8 трлн. рублей, за этот период введено более 175 тыс. км линий электропередач и 112 тыс. мега вольт-ампер трансформаторной мощности. «Удельная аварийность снижена на 55 %. Потери электроэнергии в сетях сократились больше, чем на 2 процентных пункта», - добавил Александр Новак.

Среди первоочередных задач, нуждающихся в скорейшем решении, глава энергетического ведомства выделил вопросы снижения перекрестного субсидирования тарифов, введение оплачиваемого резерва сетевой мощности, развитие интеллектуальных систем учета.

Александр Новак рассказал, что Минэнерго России приступило к работе по актуализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации с учетом необходимости реализации Указа Президента Российской Федерации, исполнения Комплексного плана, а также приведения целевых ориентиров заданных в Стратегии к современным потребностям и вызовам.

«В течение ближайших лет России предстоит внедрять новые технологии «умных» электрических сетей, позволяющих повысить пропускную способность и стабильность энергоснабжения, сократить потери и издержки на технический и коммерческий учет у потребителя», - сказал Министр.

Источник:  Посмотреть

● Замминистра энергетики РФ Алексей Текслер: «У государства двойная задача: быть и регулятором, и акционером».

04-12-2018

Первый заместитель Министра энергетики РФ Алексей Текслер выступил на панельной дискуссии «Роль государства в будущем электросетевого комплекса: внутренние и внешние предпосылки изменений»  в рамках Международного форума «Электрические сети».

В своём вступительном слове Алексей Текслер отметил, что у государства в электроэнергетической отрасли двойная задача: как акционер оно заинтересовано в росте дивидендной доходности компаний, а как регулятор – в сдерживании тарифов на электроэнергию. «За последние несколько лет государство пытается соблюсти баланс интересов. Например, были приняты решения по KPI деятельности менеджмента компании «Россети», и впервые значительная роль была отведена именно финансовым показателям, в то время как прежние KPI были сосредоточены в основном на надёжности и снижении потерь», - сказал первый заместитель Министра.

Говоря об инициативах государства как регулятора электроэнергетической отрасли, Алексей Текслер отметил, что в данный момент в Минэнерго идёт работа над следующими задачами: снижение перекрестного субсидирования тарифов, введение оплачиваемого потребителями резерва сетевой мощности, уточнение системы льготного технологического присоединения потребителей к сетям, а также введение долгосрочного тарифного регулирования в электросетевом комплексе на период не менее 5-10 лет. «Если говорить о крупных  потребителях, энергоемких производствах – у них длинный инвестиционный цикл. Поэтому государство должно сформулировать видение будущего и не менять правила игры», - пояснил Алексей Текслер.

В завершение выступления первый заместитель Министра выразил уверенность, что происходящая сегодня трансформация энергетики будет только ускоряться. «Начатый процесс цифровизации в конечном счёте приведёт к повышение эффективности деятельности электроэнергетической отрасли, в частности через  управление спросом на электроэнергию. Вложения в цифровизацию должны быть окупаемы, и в итоге не должны нести дополнительную нагрузку на конечного потребителя», - заключил Алексей Текслер.

Источник: Посмотреть

● ФАС России опубликован реестр субъектов естественных монополий по состоянию на 01.12.2018.

03-12-2018

На своем официальном сайте ФАС России опубликовала реестр субъектов естественных монополий  по состоянию на 01.12.2018, в том числе в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению.

Ссылка на реестр:  Скачать

Источник:  Посмотреть

● Карельских энергетиков оштрафовали на 650 тысяч рублей.

04-12-2018

Комиссия управления ФАС по Карелии привлекла к административной ответственности АО «Прионежская сетевая компания». Как сообщили в ведомстве, фирму оштрафовали на 650 тысяч рублей за нарушение правил технологического присоединения.

В УФАС пришли к выводу, что ПСК вовремя не направила физическому лицу проект договора. Уже во время рассмотрения жалобы жителя Карелии выяснилось, что энергетики требовали от него предоставить сведения и документы, не предусмотренные правилами.

Прионежскую сетевую компанию обязали устранить нарушение и направить жителю республики проект договора.

Источник:  Посмотреть

●  На ПАО «МРСК Северо-Запада» наложен штраф в размере 300 тыс. руб. за нарушение правил техприсоединения (постановление Карельского УФАС по делу № 03-17/96-2018, опубликовано на сайте ФАС России 05.12.2018).

Постановлением по делу № 03-17/96-2018 Карельское УФАС России наложило на сетевую организацию ПАО «МРСК Северо-Запада» административный штраф в размере 300 тыс. руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Как следует из постановления, сетевой организацией нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя (п. 16 Правил технологического присоединения № 861).

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, при установлении повторности совершенного правонарушения – в ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Учитывая, что совершенное ПАО «МРСК Северо-Запада» правонарушение являются повторным, УФАС привлекло сетевую организацию к ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Однако Карельским УФАС при назначении административного наказания по рассматриваемому делу принят во внимание факт, что энергопринимающие устройства заявителя подключены к электрическим сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» до вынесения постановления по делу, и сетевой организации согласно  п. 3.2, 3.3 ч. 3 ст. 4.1 КоАП штраф снижен со 600 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

Ссылка на постановление:  Посмотреть

● Суд признал незаконным предписание регионального УФАС в отношении «Псковэнерго».

04-12-2018

Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в суде доказал незаконность  предписания  Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области с требованием о принятии заявки физического лица на техприсоединение приобретенного им ангара в одной из промышленных зон областного центра и рассмотрения ее по существу. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе «Псковэнерго».

Как выяснилось, энергопринимающие устройства данного нежилого здания уже были подключены  к электрическим сетям, о чем  сетевая организация дважды сообщила заявителю, отказывая в заключении договора на технологическое присоединение. Тем не менее, антимонопольное ведомство потребовало от филиала «Псковэнерго» принять заявку гражданина на технологическое присоединение данного нежилого помещения на 90 кВт и заключить договор.

«Псковэнерго» обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением о незаконности требования УФАС по Псковской области. В пояснении подчеркивалось, что при выезде специалистов энергокомпании на место для определения технических условий, ими был установлен факт опосредованного технологического присоединения энергопринимающих  устройств нежилого помещения заявителя от сетей ООО «Поли-Пром», которое имеет договор электроснабжения с ОАО «Псковэнергосбыт».

По мнению электросетевой компании, в данной ситуации антимонопольный орган неправильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для справедливой оценки существа спора.  Таким образом, возникла конфликтная ситуация, когда энергопринимающее устройство заявителя опосредованно технологически присоединены к электрическим сетям, а в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона  «Об электроэнергетике» и разъяснениями ФАС России от 17.05.2015 № ВК/72770/15, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей носит однократный характер.

Суд полностью поддержал требования электросетевой компании и вынес решение о незаконности предписания УФАС по Псковской области, которое нарушает права «Псковэнерго» в экономической сфере деятельности. Кроме того, антимонопольному  ведомству теперь придется возместить ПАО «МРСК Северо-Запада» все расходы по государственной пошлине.

Источник: Посмотреть

● За злоупотребление доминирующим положением «Новгородоблэлектро» оштрафовали на 10 млн. рублей.

04-12-2018

3 декабря 2018 года Арбитражный суд Северо-Западный округа оставил в силе постановление Новгородского УФАС о наложении на АО «Новгородоблэлектро» штрафа в размере 10 млн. рублей.

«АО «Новгородоблэлектро» злоупотребило своим доминирующим положением путём необоснованного и неправомерного уклонения от заключения договора со смежной сетевой организацией», - уточнили антимонопольщики.

За указанное нарушение, установленное решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства, статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде оборотного штрафа.

При этом ещё до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства Новгородским УФАС России в адрес АО «Новгородоблэлектро» было направлено предупреждение о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. Исполнив предупреждение, АО «Новгородоблэлектро» могло бы избежать административной ответственности в размере 10 миллионов рублей.

Источник:  Посмотреть

● Суд подтвердил законность решения ФАС в отношении МОЭСК и Мосэнергосбыта.

06-12-2018

Арбитражный суд города Москвы подтвердил законность и обоснованность решения и предписания Московского УФАС России о нарушении МОЭСК и Мосэнергосбытом антимонопольного законодательства. Об этом говорится в сообщении службы.

МОЭСК в отношении одного из потребителей направляла в Мосэнергосбыт некорректные акты о безучетном потреблении в целях компенсации своего объема потерь электроэнергии за счет чужих сетевых объектов. Мосэнергосбыт знал о некорректности актов МОЭСК и об оплате всего переданного объема электроэнергии по прибору учета на границе сетей МОЭСК и сторонней организации. Однако Мосэнергосбыт все равно требовал от потребителя оплатить спорный объем безучетного потребления и угрожал ему отключением электричества.

Монополисты не согласились с позицией Московского УФАС России и обратились в суд. Арбитражный суд Москвы отказал МОЭСК и Мосэнергосбыту в удовлетворении требований и подтвердил законность решений и предписаний столичного антимонопольного органа.

Справочно:

ПАО «Московская объединённая электросетевая компания» - крупнейшая Межрегиональная распределительная сетевая компания России, входит в тройку ведущих энергокомпаний страны. МОЭСК обслуживает 98% потребителей Москвы и 95% потребителей на территории Московской области. Основные виды деятельности - оказание услуг по транспортировке электроэнергии потребителям и техприсоединение к электрическим сетям.

ПАО «Мосэнергосбыт» образовано в 2005 году после выделения из состава ПАО «Мосэнерго», реализует жителям Москвы и МО около 8% электроэнергии, вырабатываемой в стране. Компания поставляет электрическую энергию более 265 тыс. предприятий и организаций и 6.6 млн. бытовых потребителей Москвы и Московской области.

Источник:  Посмотреть

● В Республике Алтай благодаря вмешательству прокуратуры не допущено отключение электроэнергии на социальных объектах в условиях резкого понижения температуры воздуха.

06-12-2018

Прокуратура Майминского района провела проверку законности плановых отключений электроэнергии филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в шести населенных пунктах района в период с 5 по 9 декабря 2018 года в условиях резкого понижения температуры воздуха (до - 31°С).

Планировалось ограничение поставки электроэнергии в двух школах, трех детских садах, двух котельных, детской больнице и прочих социальных объектах, а также в жилых домах граждан.

По данным Горно-Алтайского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в Республике Алтай в республике в ближайшие дни ожидаются аномально низкие температуры воздуха, в том числе на территории Майминского района до минус 37 °С.

Прокуратурой установлено, что вопреки федеральному законодательству в сфере электроэнергетики в условиях резких изменений метеорологических условий, понижения температуры воздуха плановое ограничение поставки электроэнергии создаст угрозу жизни и здоровью граждан, может привести к возникновению неисправностей оборудования электрических сетей.

По данному факту прокуратура внесла представление генеральному директору филиала с требованием перенести плановые отключения электроэнергии на более поздний срок.

В результате принятых мер прокурорского реагирования принято решение о переносе и сокращении времени плановых отключений с 9 до 2 часов.

Источник:  Посмотреть

● «МРСК Урала» по требованию прокуратурыотказалась зачесть «Челябэнергосбыту» 700 миллионов долга. Кредиторы обвинили сбыт в попытке вывода активов.

07-12-2018

В Челябинской области обострился конфликт между бывшим гарантирующим поставщиком (ГП) – ПАО «Челябэнергосбыт» (контролируется холдингом «МРСЭН» Юрия Шульгина и Эльдара Османова) и ОАО «МРСК Урала» (входит в ПАО «Россети»), временно исполняющим функции энерготрейдера. «Челябэнергосбыт» попытался договориться с сетевой организацией о зачете средств, ошибочно поступивших на счета компании от бытовых потребителей в счет долга перед «МРСК Урала». Обязательства у «дочки» «Россетей» возникли в результате договора аренды помещений и оборудования для ведения энергосбытовой деятельности. Речь идет о сумме около 700 млн. рублей. Однако в «МРСК Урала» отказываются от соглашения о зачете этих средств, аргументируя свою позицию решением прокуратуры Челябинской области, которая уже признала такую схему нарушением Гражданского кодекса. Более того, кредиторы «Челябэнергосбыта» указывают, что бенефициары компании, вероятно, через аффилированные структуры пытаются саботировать возврат средств «Россетям», предъявляя к бывшему гарантирующему поставщику многомиллионные требования. В общей сложности госактив настаивает в суде на задолженности со стороны ЧЭС в 3,5 миллиарда рублей.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд РФ признал незаконной неустойку, не предусмотренную договором (определение ВС РФ от 29.11.2018 № 305-ЭС18-11668).

Коллегия по экономическим спорам Верховного суда разобралась в деле Московской объединенной электросетевой компании и ООО «Энергосбытовая компания «Независимость».

ПАО «МОЭСК» предъявило к «Независимости» иск о взыскании законной неустойки за несвоевременную оплату услуг по передаче электроэнергии. Речь шла, в частности, о задержанном промежуточном платеже. Две инстанции удовлетворили иск. Они заключили, что за нарушение сроков внесения промежуточных платежей законная неустойка взыскивается независимо от того, предусмотрена ли ее уплата соглашением сторон.

«Независимость» оспорила решение в Верховном Суде. Компания сослалась на п.7 Обзора судебной практики ВС № 4 (2016), утвержденного Президиумом ВС. Ее представители отметили в кассационной жалобе, что без согласованного сторонами условия об ответственности за нарушение сроков промежуточных платежей взыскание неустойки за их просрочку является незаконным.

С такой позицией согласилась и Экономколлегия. «У судов отсутствовало основание для взыскания с общества неустойки за несвоевременное внесение промежуточных платежей», — указал ВС и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд РФ поддержал выводы нижестоящих инстанций о злоупотреблении доминирующим положением со стороны сетевых компаний и гарантирующего поставщика по ограничению режима потребления электроэнергии в отношении членов СНТ, не имеющих задолженности (определение ВС РФ от 06.12.2018 №301-КГ18-19883).

Основной вывод:действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- применительно к садоводческим некоммерческим товариществам потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого отдельного гражданина-садовода, чье принимающее устройство присоединено к общей электросети товарищества, а не само СНТ, выступающее, главным образом, лишь в качестве посредника между энергоснабжающей организацией и гражданами, являющееся потребителем исключительно в части использования электроэнергии на общие нужды (содержание общего имущества товарищества).Понимание правовой природы отношений между СНТ и его членами имеет существенное значение, поскольку непосредственно влияет на процедуру ограничения режима потребления электроэнергии, не допускающую процедуру отключения добросовестного потребителя, чье принимающее устройство присоединено к сети иного потребителя, подлежащего отключению от источника электропитания;

- действующим законодательством императивно установлена необходимость реализации организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности);

- для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению  конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей;

- для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в редакции после 05.01.2016) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

 

 


Понравилась новость ? Расскажите друзьям !

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ И МЫ СВЯЖЕМСЯ С ВАМИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.



  Отправляя данное сообщение, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных на условиях Политики конфиденциальности.